ДОНН Джон - Страница 3

С другой стороны, Джон Донн явно отталкивается от популярных в конце XVI – начале XVII вв. трактатов, посвящённых ars moriendi – искусству умирания. Этот род сочинений, повествующих, как правильно и достойно христианину уходить из жизни, как прощаться с близкими и отрешаться от земных привязанностей и забот, как приуготовлять себя к встрече с Создателем, не мог быть незнаком Джону Донну. В Англии особой популярностью пользовались два сочинения такого рода: анонимное «Искусство и умение умирать достойно» («The Art and Craft to Know Well to Dy»), созданное около 1500 г., существовало в многочисленных списках, самые поздние из которых исследователи датируют началом XVII в., и изданный в 1620 г. в Антверпене трактат иезуита Роберта Беллармино «De artebene moriendi» («Об искусстве доброй смерти»), который, скорее всего, как полагают исследователи, был известен Джону Донну, т.к. в его проповедях часто встречаются аллюзии на другие работы этого автора. Каждый раздел «Обращений...» Джон Донн заключает молитвой. Исследователи отмечают: «Однако сочинение Донна далеко выходит за рамки трактатов ars moriendi. Те были лишь практическим наставлением для умирающего. Донн претендует на нечто гораздо большее. Едва ли не на тяжбу с Господом Богом. «Увещевания» – своего рода юридический разбор реального положения подзащитного, коим является сам Донн» (Нестеров А.В. // «Джон Донн: По ком звонит колокол». М., 2004 г.). С одной стороны, он опирается на правовые нормы, известные ему со времени обучения в Линкольнс-Инн, а с другой – на Книгу Иова. И каждый раз, взвесив все доводы, Джон Донн смиренно склоняет голову перед Богом. Джон Донн вернулся к служению на Пасху 1624 г. 27 марта 1625 г. умер король Яков I Стюарт, и Джон Донн произносит свою первую проповедь перед королём Карлом I Стюартом (1625–1649 гг.). Он читает проповеди на тексты Псалмов с 1624–1627 гг., т.к., по мнению Джона Донна, псалмы – манна небесная церкви. Как манну каждый вкушал, словно сладчайшее в мире яство, так и псалмы наставляют и насыщают каждого во всех непредвиденных обстоятельствах и в любом деле. Проповедуя, Джон Донн предпочитал увещевания и призывы к нравственному очищению рассуждениям о противоречиях в вероучении, отделяющих англиканскую церковь от Римско-католической. Наряду с «Обращениями к Господу в час нужды и бедствий» проповеди Джона Донна обеспечили их автору непреходящую славу одного из величайших мастеров английской прозы. В 1630 г. Джон Донн снова серьёзно заболел. В феврале 1631 г. прочитал последнюю проповедь при дворе, которая была опубликована под названием «Схватка смерти, или Утешение душе ввиду смертельной жизни и живой смерти нашего тела. Проповедь, произнесённая в Уайтхолле, пред лицом Его Королевского Величества, в начале поста (25 февраля) 1631 года. Последняя из сказанных им, и домочадцами Его Величества, названная надгробным словом доктора самому себе» (Лондон, 1632 г.). Погребён в соборе св. Павла.



 
PR-CY.ru