Словарь по христианству Д ДАВИДОВА В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

ДАВИДОВА В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

ДАВИДОВА В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ, Московской епархии, находится в посёлке Новый Быт Чеховского района Московской области. Согласно записи в синодике 1602 г., Давидова пустынь основана преподобным Давидом Серпуховским, который вместе с двумя старцами и двумя «простыма мужи» 31 мая 1515 г. поселился в пустынной местности на берегу реки Лопасни в Хатунской волости, принадлежавшей князю Василию Семёновичу Стародубскому, сыну князя Семёна Ивановича Можайского. Хатунская волость и десятина была самой южной частью Московского уезда по реке Лопасне и располагалась между Серпуховским и Коломенским уездами; входила в состав Митрополичьей, затем – Патриаршей, с начала XVIII в. – Синодальной области, со второй половины XVIII в. относилась к Московской епархии. Давид с учениками построил деревянные храм в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресвятой Богородицы и трапезную церковь во имя Николая Чудотворца, «и постави келий, и созва братию». По преданию, преподобный посадил первые деревья в липовой роще, находящейся за стеной пустыни, «был кормильцем-отцом всего окрестного населения». Дата кончины Давида, приведённая в синодике, 19 сентября 1529 г., по мнению современных исследователей, сомнительна (см.: Давид Серпуховской). Преподобный Давид был погребён на территории Давидовой пустыни, впоследствии над его захоронением поставлена часовня, о которой сообщает опись обители XVII в.: «В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров сукно чёрное, среди крест серебреный». В 1619 г. Давидова пустынь была разорена литовцами и черкасами гетмана Петра Кононовича Сагайдочного, в 1620 гг. возобновлена, в 1657–1667 гг. приписана к Новоиерусалимскому в честь Воскресения Господня мужскому монастырю, с 1712 г. – к Чудову монастырю, с 28 апреля 1721 г. – к московскому во имя святителя Иоанна Златоуста мужскому монастырю, указом Синода от 13 января 1727 г. Давидова пустынь стала самостоятельной, с 1764 г. – заштатной. В конце XVIII в. в Давидовой пустыни находилось Хатунское духовное правление, присутствующими которого были строитель и два священника. Давид ввёл в обители общежительный устав, но в документах первой половины XVII в. Давидова пустынь названа «обитель-особняк». В XVIII в. Давидова пустынь пришла в упадок, в 1792–1798 гг. Московский митрополит Платон (Левшин) при помощи настоятеля Мефодиева Пешношского монастыря иеромонаха Макария (Брюшкова) ввёл в монастыре общежительный устав. В 1894 г. попечением архимандрита Валентина была открыта мужская двухклассная церковноприходская школа, в 1905 г. – смешанная одноклассная. Указом Синода от 10 июня 1915 г. в связи с празднованием 400-летия основания Давидова пустынь была возведена в степень второклассного монастыря. Давидовой пустынью управляли игумены, со второй половины XVIII в. – строители. Около 1680 – 1685 гг. настоятелем Давидовой пустыни был будущий митрополит Рязанский и Муромский Авраамий (ум. в 1708 г.).

 



 
PR-CY.ru