ДАВИД ГАНДЗАКЕЦИ

ДАВИД ГАНДЗАКЕЦИ, сын Алавика (1060? – 1131 гг.) армянский вардапет, учёный, канонист. Один из образованнейших людей своего времени. В ответ на вопросы новопосвящённого священника Аркаютюна написал книгу «Каноническое право», в 97 статьях которой обсуждаются убийство, воровство, осквернение, взяточничество, ростовщичество, клятвопреступление, ругательство, колдовство и проч. Это произведение имело огромное значение, т.к. в средневековой Армении правовые вопросы решались, руководствуясь «Книгой канонов», в которой отсутствовали ответы на многие вопросы, связанные с мирской судебной практикой. «Каноническое право» Давида Гандзакеци было своего рода новшеством (нечто среднее между каноническим сборником и судебником), ставшим необходимым этапом в составлении последующих юридических справочников. В частности, автор первого в Армении судебника Мхитар Гош (ум. в 1213 г.) при редактировании своего труда использовал «Каноническое право» Давида Гандзакеци в качестве источника. Важность труда Давида Гандзакеци осознавали его современники и последователи, высоко чтившие его образованность: Киракос Гандзакеци (ум. в 1271/1272 г.) величает его Просветителем, а Вардан Аревелци (ум. в 1271 г.) – соратником Ованнеса Имастасера (ум. в 1129 г.); упоминают о нём Мхитар Айриванеци (ум. в 1290 г.? ) и Степанос Орбелян (ум. в 1304 г.). Армянские авторы сообщают, что армянский католикос учёл мнение Давида Гандзакеци при назначении албанского католикоса. Появление более актуального «Судебника» Мхитара Гоша оттеснило произведение Давида Гандзакеци на второй план, и его труд не привлекал внимания арменистов (в частности, М. Чамчян, автор «Истории армян» (Венеция, 1785 г.), был о нём невысокого мнения) и остаётся мало изучен.

 
PR-CY.ru