ДАВИД и ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ - Страница 3

Преподобный преставился в четверг по Вознесении Господнем. Слепой от рождения монах, прикоснувшись к телу Давида, прозрел. Давид и Лукиан Гареджийские были погребены в Преображенской церкви Давидгареджийской лавры, их могилы особо почитались на протяжении веков и были местом паломничества. В VI в. Грузинская православная церковь причислила Давида и Лукиана Гареджийских к лику святых. Каждый четверг после 7 мая (за исключением периода Великого поста) на Мтацминде совершали литургию в память Давида, особенно много собиралось молодых женщин и девушек, молившихся преподобному о чадородии и сохранении семейного очага. По данным нарративных источников и монастырской традиции, могила Давида сохранилась почти в первозданном виде: она была высечена в скале под стеной Преображенской церкви и находится возле алтаря, в высоком сводчатом рукаве юго-восточной части. В её планировке, характерной для регионов христианского Востока раннего Средневековья, особенно заметны сирийские черты, которые впоследствии получили широкое распространение в Грузии при сооружении усыпальниц сирийских отцов в монастырях Зедазени, Цилкани, Марткопи, Алаверди, Хирса, Брети, Самтависи, Гареджи (монастыри св. Додо, Бертубани, Цамебули, Удабно). В середине IX в. настоятелем Давидгареджийской лавры преподобным Иларионом Грузином Преображенская церковь была обновлена и расширена, могила Давида оказалась в южной части интерьера церкви и была огорожена с севера, т.е. со стороны церковного зала. В период настоятельства «нового строителя Гареджи» преподобного Онуфрия Гареджийского (Мачутадзе; вторая половина XVII – первая половина XVIII вв.) лавра и усыпальница, по мнению исследователей, были отремонтированы (Центральный государственный исторический архив Грузии). В гареджийских документах этого периода лавра часто именуется усыпальницей Давида. Исследователи полагают, что в это время появились два плотно спаянных друг с другом слоя перекрытия раки Давида. Обнаруженные фрагменты живописи (остатки полос чёрного, красного и белого цветов) во втором слое исследователи считают фрагментами фрескового изображения Давида над ракой. Раку украшала мраморная плита с надписью, исполненной гражданским письмом мхедрули. К середине XIX в. рака была оштукатурена известью и покрыта расшитым канителью покровом. К этому же времени исследователи относят и сводчатую нишу в нижней части восточной стены южного рукава для иконы над ракой. Исследователи не исключают, что здесь некоторое время хранился скрытый под спудом во время нашествий лезгин и турок Камень благодати, обнаруженный в 1811 г. при обновлении церкви. Во второй половине XIX в. камень видели Андрей Николаевич Муравьёв и епископ Кирион (Садзаглишвили; впоследствии католикос-патриарх). У алтарной преграды стояла большая икона Давида, епископ упоминает также о серебряном паникадиле, которое висело над ракой. 1 октября 1857 г. усыпальница была разрушена лезгинами.

 



 
PR-CY.ru