ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА - Страница 5

Постройки с квадратной в плане клетью (четвериком) в качестве основного объёма отличаются многообразием завершений. Шатровые храмы типа восьмерик на четверике (подобные аналогичным каменным) – Петропавловская церковь на Лычном острове в Кондопожском районе Карелии (1620 г., середина XVIII в.), Воскресенская церковь в Малой Немнюге Пинежского района Архангельской области (1642 г., не сохранилась), Варваринская церковь в Яндомозере Медвежьегорского района Карелии (1650 г.), церковь Рождества Богоматери в селе Гимрека Подпорожского района Ленинградской области (1659–1695 гг.), церковь Иоанна Златоуста в селе Саунине Каргопольского района Архангельской области (1665 г.). Поздние шатровые храмы часто достигали огромных размеров – церкви Покрова в Лядинах (1743 г.), Успения в Кондопоге в Карелии (1774 г.), Димитрия Солунского в селе Верхняя Уфтюга Красноборского района Архангельской области (1786 г.). Сохранился один монастырский трапезный храм – Никольская церковь бывшего Муезерского Троицкого монастыря (1602–1605 гг.) в Беломорском районе Карелии. Есть и двухпридельные трёхшатровые композиции – Успенский собор в Кеми в Карелии (1711–1717 гг.). Единственный сохранившийся пример перекрытия четверика бочкой (происшедшей, по мнению исследователей, от закомары) – церковь Благовещения в селе Пустынька Плесецкого района Архангельской области (1719 г.). Крещатая (т.е. четырёхфасадная) бочка является, по мнению исследователей, деревянным аналогом «горки кокошников». Храмы с таким завершением могут быть трёхлавыми: великомученика Георгия в селе Пермогорье Красноборского района Архангельской области (1665 г.) и в Среднепогостском приходе на реке Ёрга Верхнетоемского района Архангельской области (1685 г.), пятиглавыми: церковь Богоявления в селе Палтога (1733 г., сохранилась только одна глава) и церковь Успения в селе Девятины (1770 г.), обе – в Вытегорском районе Вологодской области, а также церковь великомученика Димитрия Солунского в селе Щелейки Подпорожского района Ленинградской области (1780–1783 гг.) и многоглавыми. Параллелью «горке кокошников» было и распространённое в Поонежье и на Поморском берегу Белого моря кубоватое завершение – четырёхскатная пучинистая кровля, напоминающая луковицу (Вознесенская церковь (1669 г.) из села Кушерека, ныне в музее «Малые Карелы», Петропавловская церковь (1696 г.?) в селе Вирма Беломорского района Карелии и др.). Четвериковые храмы под четырёхскатной крышей копировали формы аналогичных каменных, появившихся в конце XVII в., но в отличие от них чаще всего были одноглавыми (церковь Спаса Нерукотворного в деревне Нижний Починок на реке Моломе, Кировская область (1717 г.), и многие другие); пятиглавая церковь Преображения в деревне Ижма близ Архангельска (1679 г.) была, как полагают исследователи, до перестройки трёхглавой. Одноглавые храмы типа восьмерик на четверике распространены не меньше, чем их каменные прообразы, преимущественно в Центральной России. Типологически более поздними, чем «простые» композиции, исследователи считают храмы с комбинированными вариантами завершений. Шатёр на крещатой бочке (последняя оформляла переход от четверика к шатру) распространился на Пинеге и Мезени.

 



 
PR-CY.ru