ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА - Страница 2

Из последних исследователям наиболее известна церковь в Боргунне в долине Лердал (конец XII в.), единственная почти целиком сохранившая внешний облик, в том числе драконьи головы на коньках крыш. Ставкирка в Урнесе (1130–1150 гг.) знаменита тем, что в неё включены резные панели предыдущей церкви (около 1050 г.), являющиеся одним из самых древних образцов резьбы викингского стиля. Самая большая (20 м в длину, 26 м в высоту) ставкирка – в Хеддале в фюльке Телемарк (конец XII в., около 1250 г.). Самый оригинальный тип ставкирок (с одним центральным столбом) представлен храмами в Нуре и Увдале в долине Нумедал (вторая половина XII в., перестроены в XVII–XVIII вв.). В Швеции и Финляндии преобладают срубные деревянные церкви. Три памятника в Швеции исследователи относят к XIII–XIV вв., в основном, же храмы не старше XVIII в., они копировали характерные для местной каменной архитектуры крестообразные барочные композиции. Выразительные шведские звонницы XVIII в. имеют каркас из наклонных брёвен, обшитых гонтом, и завершаются барочными луковицами (в Емтланде – на острове Фрёсё, 1754 г., в Хаккосе, 1778 г.). В Финляндии сохранились восьмериковые ярусные колокольни (Руоколахти, 1752 г., украшена резьбой). В основе русского деревянного храма – бревенчатый сруб; комбинации различного количества срубов с разными типами завершений объясняют многообразие типов русских храмов. С конца XVII в. исследователи фиксируют пирамидальные распорные потолки («небеса»). Криволинейные поверхности (главы, барабаны, нередко бочки) покрывались лемехом, прямоскатные кровли – тёсом. Высотные храмы доминировали над низкой деревянной застройкой сёл. Для Русского Севера, где погосты служили средоточием жизни обширной округи, были характерны ансамбли – из холодного летнего (как правило, бóльшего), тёплого зимнего храмов и колокольни. Выдающимся образцом был Великодворский погост в Юроме Лешуконского района Архангельской области с церквами архангела Михаила (1685 г.) и пророка Илии (1729 г.). До настоящего времени сохранилось всего четыре ансамбля-«тройника»: в Малошуйке Онежского района Архангельской области: церкви Никольская (1638 г.) и Сретенская (1873 г.), колокольня (1807 г.) и в Нёноксе под Северодвинском: церкви Троицкая (1727–1729 гг.) и Никольская (1763 г.), колокольня (1834 г.), а также в Лядинах Каргопольского района Архангельской области: церкви Покровская (1743 г.) и Богоявленская (1793 г.), колокольня) и на острове Кижи в Карелии: церкви Преображенская (1714 г.) и Покровская (1694, 1764 гг.), колокольня (1874 г.). Иногда строились ансамбли из трёх храмов и колокольни, например, в селе Шуерецком Беломорского района Карелии: церкви Параскевы Пятницы (1666 г.), Николы (1753 г.), Климента (1787 г.), колокольня) и в селе Чекуеве Онежского района Архангельской области: церкви Успения (1675 г.), Сретения (1677 г.), Преображения (1689 г.), колокольня (1740 г.). Русское деревянное зодчество не имеет аналогов в мире как по количеству и размерам памятников (высота некоторых храмов достигает 45 м), так и по их художественным качествам. Создание последовательной картины развития русского деревянного зодчества затруднено из-за отсутствия памятников старше XV в., сложности датировки, а также из-за того, что до настоящего времени сохранились, в основном, приходские храмы и только единичные из городских или монастырских.

 



 
PR-CY.ru