Словарь по христианству Д ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА

ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА

ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА – область архитектуры, специфика которой определяется характером материала. Распространение деревянного строительства в Европе связано с наличием обширных лесных массивов к северу от Альп и Карпат. Деревянные постройки сочетают быстроту и удобство возведения с недолговечностью, связанной, в первую очередь, с пожарами. В Средние века малочисленные каменные храмы, затратное и медленное строительство которых первоначально было связано с престижным (княжеским, епископским, монастырским) заказом, служили образцами, формы которых интерпретировались на «языке» деревянного зодчества. Наибольшее развитие деревянное зодчество получило там, где возможности каменного строительства были наименьшими, – в горах Норвегии и Карпат, в бескрайних лесах Русского Севера. Каменные храмы постепенно сменяли деревянные и вытесняли их на периферию архитектурного процесса. До 1980 гг. в отечественной историографии господствовала теория, возникшая под влиянием национально-романтических тенденций конца XIX в. и сформулированная Иваном Егоровичем Забелиным, согласно которой формы каменных храмов были заимствованы от деревянных, более «подлинных», «самобытных» и «народных». Однако в последние десятилетия противоположная точка зрения, которую разделяли ещё Михаил Владимирович Алпатов и Николай Иванович Брунов, находит в историографии весомые обоснования. Наиболее древние деревянные храмы сохранились в Скандинавии. Деревянные храмы Норвегии называются «ставкирки» (норвеж. stavkirke), т.е. мачтовые церкви. Они строились из сосны. В основе их конструкции в отличие от русского сруба – вертикальные опоры, пространство между которыми заполнялось досками. Первоначально опоры вкапывались прямо в землю, что быстро приводило к порче; с середины XII в. их стали укреплять в пазах горизонтальных балок, уложенных на каменный фундамент. В конструкции перекрытия использован богатый опыт, накопленный викингами при строительстве кораблей. Горизонтальных потолков ставкирки не имели. Снаружи они покрывались гонтом (кровельный материал в виде дощечек, имеющих клинообразное сечение) и часто пропитывались смолой. Архитектура ставкирок воспроизводит не только план романской базилики, но и такие характерные детали каменного зодчества, как полуцилиндрическая апсида, аркада на столбах, пояс эмпор над нефами, капители с резьбой. Снаружи ставкирки украшались резьбой с переплетающимися фантастическими растениями и животными, изнутри стены были расписаны: фрагменты средневековых росписей сохранились только в церквах в Торпо в долине Халлингдал (около 1200 г.) и Хопперстад в Согне-фьорде (1130 г.). В Норвегии было построено до 2 тыс. ставкирок. После Реформации (1536 г.) их строительство прекратилось. До наших дней дошло 29 ставкирок, которые относятся, в основном, ко второй половине XII – первой половине XIV вв. с более поздними перестройками. Исследователи выделяют несколько типов – от прямоугольного помещения с четырьмя столбами по углам и прямоугольным алтарём до сложных зданий с дополнительными столбами по внутреннему периметру фундамента и обходом вокруг них.

 



 
PR-CY.ru