ДИМИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

ДИМИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА суббота перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября старого стиля), когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. С Димитриевской родительской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно, уходящие корнями в дохристианское прошлое. У древних кельтов одним из главных праздников года был Самайн (Samhain) – праздник окончания тёплого времени года. В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли побывать в загробном мире, а духи – приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных. С этим днём связывались некоторые важные события в кельтской мифологии и истории. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Самайна с поминовением усопших. Такие обычаи известны исследователям и у других народов Евразии. Так, у чувашей октябрь (юпа) считается месяцем особенного поминовения усопших предков, временем проведения «юпа ирттерни», т.е. поминок. В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 ноября стало праздноваться как день Всех святых. В 994–1048 гг. аббат Клюнийского монастыря св. Одило закрепил за 2 ноября поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской церкви. Многие исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европейских народов. В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей. Одно из первых упоминаний Димитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее. В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днём поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры первой половины XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую», в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии» (Российская государственная библиотека). Димитриевская родительская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. (Российская государственная библиотека) и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей начала XVII в. (Исторический музей). Вне монастырей Димитриевскую родительскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иван IV Васильевич Грозный повелел в Димитриевскую родительскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить».

 



 
PR-CY.ru