Словарь по христианству Д ДИМИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

ДИМИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

ДИМИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА суббота перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября старого стиля), когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. С Димитриевской родительской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно, уходящие корнями в дохристианское прошлое. У древних кельтов одним из главных праздников года был Самайн (Samhain) – праздник окончания тёплого времени года. В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли побывать в загробном мире, а духи – приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных. С этим днём связывались некоторые важные события в кельтской мифологии и истории. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Самайна с поминовением усопших. Такие обычаи известны исследователям и у других народов Евразии. Так, у чувашей октябрь (юпа) считается месяцем особенного поминовения усопших предков, временем проведения «юпа ирттерни», т.е. поминок. В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 ноября стало праздноваться как день Всех святых. В 994–1048 гг. аббат Клюнийского монастыря св. Одило закрепил за 2 ноября поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской церкви. Многие исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европейских народов. В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей. Одно из первых упоминаний Димитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее. В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днём поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры первой половины XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую», в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии» (Российская государственная библиотека). Димитриевская родительская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. (Российская государственная библиотека) и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей начала XVII в. (Исторический музей). Вне монастырей Димитриевскую родительскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иван IV Васильевич Грозный повелел в Димитриевскую родительскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить».

 



 
PR-CY.ru