ДОСИФЕЙ КИТАЕВСКИЙ, КИЕВСКИЙ - Страница 3

Исследователи полагают, что история из «Соловецкого патерика», объединённая со сведениями, почерпнутыми из опубликованной в «Киевской старине» рукописи, легла в основу позднейшего жизнеописания Досифея Китаевского, составленного послушником Киево-Печерской лавры Владимиром Зноско, – «Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель-наставник преподобного Серафима Саровского» (Киев, 1906 г.). Книга была издана типографией Киево-Печерской лавры вскоре после прославления преподобного Серафима Саровского. Именно это Житие Досифея Китаевского получило наибольшее распространение и известность, в ХХ – начале ХХI вв. вышло несколько брошюр с пересказами этого предания с искажениями исходного варианта. В 2003 г. в Киеве издано Житие с акафистом и молитвой Досифею Китаевскому (новая редакция выполнена по переизданию 1911 г. книги тогда уже священника Владимира Зноско с некоторыми изменениями и дополнениями). Работая над жизнеописанием старца, В. Зноско, по мнению исследователей, осознавал отсутствие убедительных доказательств в предании о Дарье Тяпкиной, в результате чего в конце составленного им жизнеописания появился рассказ об узнавании старца-девицы его сестрой: «И только по смерти Досифея, когда сестра его во второй раз приехала в Киев и, не застав старца в живых, стала осведомляться о его жизни и взглянула на его портрет, всем стало известно, что затворник Киево-Печерской лавры Досифей был не мужчина-монах, а девица Дарья из рода рязанских дворян Тяпкиных». Косвенным доказательством такого отождествления послужила и якобы имевшаяся посмертная записка Досифея Китаевского, которая приводится В. Зноско, но не упоминается ни в других жизнеописаниях старца, ни в сохранившихся документах: «Тело моё приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению». После издания книги В. Зноско существование этой записки не вызывало сомнений у почитателей старца. Более того, данный «факт» повлёк за собой новые вымыслы. Так, в 1999 г. была переиздана вышедшая впервые в 1960 гг. в Мюнхене книга Ивана Николаевича Никодимова (Шумилина) «Воспоминание о Киево-Печерской лавре», в которой к неверно пересказанному повествованию о «Досифей-девице» добавлено то, что братия вопреки завету старца переоблачили его, с удивлением обнаружив, «что старец Досифей был женщиной». В «Воспоминаниях» приведён также никогда не существовавший текст с надгробной плиты старца: «Здесь покоится прах Досифей-девицы», несмотря на то что надпись с реально существовавшего памятника процитирована В. Зноско: «1776 года сентября 25 умре Досифей». В начале 1990 гг. на предполагаемом месте захоронения старца установлен памятник с надписью: «Рясофорный монах Досифей. Ск. 25.IX.1776 г. Господи, упокой душу раба Твоего в селениях праведных. Вечная память». В 1993 г. Досифей Китаевский был канонизирован Собором Украинской православной церкви. Память отмечена под 25 сентября. В 1994 г. издательский отдел Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) переиздал книгу В. Зноско (на основе публикации: Киев, 1911 г.), дополнив портретом Досифея Китаевского, на котором преподобный изображён безбородым старцем. Исследователи полагают, что портрет перепечатан из первого издания книги В. Зноско 1906 г., возможно, выполнен специально для него или в период подготовки к канонизации Серафима Саровского (В. Зноско не уточнил происхождение портрета). Упоминания о более ранних изображениях Досифея Китаевского исследователям неизвестны. Нет подтверждений и словам В. Зноско о том, что среди почитателей Досифея Китаевского имел хождение список с его более раннего портрета.



 
PR-CY.ru