Словарь по христианству Д ДОСИФЕЙ КИТАЕВСКИЙ, КИЕВСКИЙ

ДОСИФЕЙ КИТАЕВСКИЙ, КИЕВСКИЙ

ДОСИФЕЙ КИТАЕВСКИЙ, КИЕВСКИЙ (ум. в 1777 гг.) – монах, насельник Киево-Печерской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры, преподобный (память 25 сентября и в Соборе Рязанских святых). Прославился как затворник и прозорливец, долгое время подвизался в пещерах на Китай-горе (см.: Китаевская киевская во имя Святой Троицы пустынь), многим указал монашеский путь спасения, благословил на постриг Прохора Мошнина (см. Серафим Саровский). Биографические сведения о Досифее Китаевском крайне скудны и противоречивы. Первоначальное Житие Досифея Китаевского было составлено, по мнению исследователей, в конце ХVIII в., вскоре после его кончины. Анонимное рукописное жизнеописание Досифея Китаевского конца ХVIII в. на полулисте синей бумаги было обнаружено в семейном архиве А. Лашкевича и опубликовано им в журнале «Киевская старина» (1884 г., №7). Согласно этому повествованию, насельник Киево-Печерской лавры рясофорный монах Досифей происходил из «великороссийских крестьян», бежал от боярина, желая принять постриг. Пришёл в Киев, но, как «беглый раб», не смог поступить ни в один монастырь. Тогда он выкопал для себя небольшую пещеру за пределами Киева – на Китай-горе, близ лаврской Китаевской пустыни, и долгое время подвизался «в великом воздержании». В документах сведения о подвижничестве Досифея впервые встречаются в запросе 1744 г. киевского генерал-губернатора Михаила Ивановича Леонтьева «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются» (Центральный государственный исторический архив Киева). Хронологически запрос совпадает с посещением Киева императрицей Елизаветой Петровной. Государыня жила в доме архимандрита Киево-Печерской обители, где, как полагают исследователи, могла слышать о пещерниках. Согласно рукописи, опубликованной А. Лашкевичем, во время визита императрицы Елизаветы состоялась её беседа с Досифеем. После этой встречи государыня распорядилась постричь пещерника в рясофор. На следующий же день состоялся постриг, но Досифей продолжал жить в пещере. По мнению исследователей, после указа о запрете отшельничества (середина 1760 гг.) Досифей оставил китаевскую пещеру и получил келью возле Дальних пещер Киево-Печерской лавры. В 1766 г. Досифея, который уже был в монашеском чине, вновь перевели из Дальних пещер в Китаевскую пустынь. Документы свидетельствуют о широкой известности старца, который к 1766 г. «не только в Киеве, но везде, чуть не по всей России, разглашен затворником и немалым святцем». Причиной перевода в пустынь стала жалоба на Досифея бунчукового товарища Фёдора Савича, который утверждал, что его жена в результате бесед со старцем решила принять монашество, оставила дом и поселилась в киевском в честь Вознесения Господня и св. Флора и Лавра монастыре. После разбора жалобы Фёдора Савича Духовный Собор Киево-Печерской обители постановил перевести Досифея снова в Китаевскую пустынь «с тем, чтоб он там жил не затворнически, но в келии…, дабы ж он не с кем и разговоров никаких уединенно без присутствия другого брата не имел, о том, как и о всем выше писанном, в надлежащих обстоятельствах накрепко предложить тамошнему отцу начальнику иметь непрестанное наблюдательство и, что происходить будет, рапортовать».

 



 
PR-CY.ru