ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ - Страница 2

Рассердившись на то, что храм больше, чем они предполагали, иконописцы решили вернуться на родину. Однако этому воспрепятствовала разразившаяся на реке буря, после которой их ладья оказалась выше по течению, у Треполя. Предприняв ещё одну попытку уклониться от работы в Печерском монастыре, они пытались грести на юг, но ладья чудесным образом двигалась вверх, против течения, и через некоторое время причалила под обителью. Здесь им явилась «наместная» икона Божьей Матери, и раздался голос Пресвятой Богородицы, Которая предрекла, что иконописцы не покинут больше монастырь, примут здесь постриг и скончаются. И действительно, греки стали иноками Печерского монастыря, «и тако обои живот свой скончаша в Печерском монастыри, мастери же и писци, в мнишеском житии». Первоначально греческие мастера были погребены в Успенском соборе, освящённом в 1089 г. («суть положени в своём притворе, суть же и ныне свиты их на полатах и книгы их греческыя блюдомы в память таковаго чюдеси»). Свиты (вид верхней одежды) и греческие книги мастеров долгое время сохранялись на хорах Успенского собора, об этих реликвиях упоминает митрополит Сильвестр (Коссов) в изданном им в 1635 г. «Патерике». Ныне мощи Двенадцати греков, лежащие под одним покровом, почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Туда они были перенесены не позднее первой трети XVII в., как о том свидетельствует упоминание нетленных останков строителей Печерской церкви в описании Ближних пещер в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (1638 г.). По мнению исследователей, перенос мощей состоялся в связи с ремонтом Успенского собора после землетрясения 1230 г. («Полное собрание русских летописей, том 1). Празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, установлено в 1684–1690 гг., при архимандрите Варлааме (Ясинском; впоследствии Киевский митрополит). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Празднование дня памяти Двенадцати греков установлено во второй половине XIX в., память под 14 февраля выбрана, по мнению исследователей, потому, что на этот день приходится празднование преподобному Исаакию Затворнику, мощи которого почивают рядом. В середине XIX в. были записаны украинские народные легенды о Двенадцати греках – братьях-строителях. Легенды рассказывают о том, что возводимые днём мастерами церковные стены ночью уходили под землю, и только после водружения золотого креста на верху церкви вся она вышла наружу. Одиннадцать братьев не пожелали никакой награды за свои труды, только быть положенными после кончины в лаврских пещерах. Двенадцатый брат захотел богатства.

 



 
PR-CY.ru