Словарь по христианству Д ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ

ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ

ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ (вторая половина XI – начало XII вв.) – неизвестные по именам участники строительства и росписи соборной Успенской церкви Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие (память 14 февраля, 28 сентября – в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, в неделю вторую Великого поста – в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). О четырёх церковных мастерах (архитекторах) из Константинополя, которые пришли в Киево-Печерский монастырь для строительства собора, рассказывается в «Сказании о создании и украшении Великой печерской церкви», входящем в «Киево-Печерский патерик» и написанном Владимирским епископом Симоном в 1222–1226 гг. на основании монастырского предания. В «Повести временных лет…», как и в другом раннем источнике – Житии преподобного Феодосия Печерского конца XI – начала XII вв., об участии греческих мастеров в строительстве и украшении Успенского собора не сообщается. Согласно «Сказанию о создании и украшении Великой печерской церкви», греческие мастера пришли в Киев по велению Богоматери, явившейся им во Влахернском храме в Константинополе. Они принесли с собой вручённые им Пресвятой Девой золото, «наместную» Богородичную икону и мощи св. мучеников (Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора). По «Сказанию…», греки были приняты преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Это могло произойти не позже 1073 г., когда скончался преподобный Антоний, и не раньше марта-апреля этого года, когда преподобный после четырёхлетнего отсутствия вернулся в Печерский монастырь в результате вокняжения в Киеве Святослава (Николая) Ярославича. Успенская церковь была построена, как полагают исследователи, на средства князя Святослава (по свидетельству Симона, это были 100 гривен золота) и на дарованной князем земле. Храм возводила киевская строительная артель под руководством архитекторов-греков, причём «в ту пору деятельность руководителя строительства ещё не полностью отделилась от непосредственного выполнения строительных работ, т.е. зодчий был в то же время и главным каменщиком»; строительство было завершено 11 июля 1075 г., при игумене Стефане («Полное собрание русских летописей, том 1, том 2). При игумене Никоне (1078–1088 гг.) в Печерский монастырь прибыли греческие мастера-иконописцы, которые привезли «мусию», т.е. смальту для мозаик, которая пошла, согласно «Сказанию…», на украшение алтаря собора (согласно современным археологическим исследованиям, смальта изготавливалась и на территории монастыря). По рассказу патерика, иконописцы были наняты не известными им преподобными Антонием и Феодосием (к тому времени уже почившими). Приплыв по Днепру к Каневу, греки увидели на высоте Печерский храм.

 



 
PR-CY.ru