ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ - Страница 2

В 1907 г. стены базилики Димитрия Солунского в Фессалонике были расчищены от штукатурки, раскрыты мозаики и фрески, проведена фотофиксация внутреннего убранства. После возвращения Фессалоники под власть греков в 1912 г. базилика Димитрия Солунского в Фессалонике была отреставрирована, и возобновились христианские богослужения. В пожаре 6 августа 1917 г., опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик; целиком сохранились южная аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта и апсиды, большое число колонн и капителей, частично – мраморная облицовка. В 1930 гг. было начато восстановление базилики Димитрия Солунского в Фессалонике с использованием древних фрагментов (под руководством архитектора Аристотелиса Захоса, 1872–1939 гг.), законченное к 1948 г. Базилика Димитрия Солунского в Фессалонике, «одна из самых впечатляющих церквей Эгейского побережья», имеет длину более 55 м. Пятинефная, с нартексом, «она представляет тип базилики с трансептом в его лучшем, самом сложном и самом роскошном варианте» (о существовании атрия исследователям ничего не известно). Под средокрестием находится крипта, над нартексом, боковыми нефами, а также обходами рукавов трансепта устроены хоры; перекрытия деревянные. Ширина нартекса соответствует трём средним нефам, вход в боковые – через порталы, центральный отделён от нартекса тройной аркадой – трибелоном. С запада нартекс имеет два входа, расположенные на оси средних боковых нефов. Центральный неф значительно выше боковых, от них и расположенных над ними галерей он отделён двухъярусными аркадами и освещён рядами парных окон клерестория. Мраморные колонны этих аркад сгруппированы по четыре (в центре каждого из ярусов обеих аркад) и по три (слева и справа), группы отделены друг от друга массивными столбами; этот приём восходит к базилике конца V в. Боковые нефы разделены аркадами с непрерывными рядами меньших колонн. Тройные аркады на колоннах отделяют центральный неф от нартекса и участка хор над ним, а рукава трансепта – от обходов с галереями над ними. Интерьер храма, пронизанный «прозрачными» аркадами, воспринимается как целостный и просторный. Колонны центрального нефа принадлежат предшествующей базилике и другим зданиям. Они разнотипны: так называемые феодосианские (широко распространившиеся в эпоху императора Феодосия II (408–450 гг.), имеющие два ряда листьев аканфа тонкой резки и волюты вверху по углам); модификации коринфских капителей с четырьмя орлами и четырьмя бараньими головами; так называемые овеваемые ветром капители со спиралевидно закрученными листьями аканфа; так называемые складчатые капители с ажурными листьями по гладкой поверхности. Над капителями установлены импосты, украшенные крестами или розетками по гладким граням. Ионические капители верхних аркад – современные повторения оригинальных образцов. Трибелон на колоннах зелёного фессалийского мрамора с феодосианскими капителями, украшенными листьями аканфа, виноградной лозой, головами животных и птицами, сохранил мраморную инкрустацию.

 



 
PR-CY.ru