Словарь по христианству Д ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ

ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ

ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ построена на месте римских терм, где, по преданию, был заключён и замучен великомученик Димирий Солунский. После 313 г. в одной из частей комплекса терм был основан небольшой мартирий. Его исследователи идентифицируют с часовней, расположенной рядом с правой лестницей, ведущей в крипту; раз в неделю здесь совершается ночная литургия. Мартирий сменила трёхнефная базилика, время постройки которой спорно. Некоторые современные греческие археологи настаивают на существовании базилики в IV в. Наиболее распространённым было мнение о строительстве базилики Димитрия Солунского в Фессалонике в 412–413 гг., при эпархе Иллирика Леонтии. Однако уцелевшие детали свидетельствуют о более позднем сооружении трёхнефной базилики (около 450 г.), в третьей четверти V в., в 460–470 гг., в конце V в. (последние допускают существование ещё одной, более ранней базилики, например, построенной Леонтием в 412–413 гг.) или в 510–520 гг., в правление императора Юстиниана I Великого. По мнению А. Мендзоса, строительство базилики Димитрия Солунского в Фессалонике было начато в V в., а на протяжении VI в. происходили изменения внутренней структуры базилики. Он считает, что нефы базилики времени Леонтия примерно соответствовали трём нефам нынешней, её нартекс – западной части современного наоса, экзонартекс – современному нартексу. Стены базилики начинались от западных столбов современного средокрестия, между которыми в крипте в 1948 г. были открыты фрагменты храма Леонтия. От него сохранились также капители колонн, вторично использованные в базилике VII в. По мнению Р. Краутхаймера, храм VII в. сохранил основные архитектурные черты предшествующей постройки. Хронология второй фазы существования базилики Димитрия Солунского в Фессалонике также спорна. На основании текстов чудес великомученика Димитрия считается, что после землетрясения 620 г. и пожаров 629 и 634 гг. на пожертвования горожан архиепископ Иоанн построил новую, пятинефную базилику. Однако А. Мендзос на основе обнаруженной в 1885 г. в храме надписи (в настоящее время утрачена) о даровании базилике соляных промыслов императором Юстинианом II (685–695, 705–711 гг.) предположил, что пожары и восстановление базилики Димитрия Солунского в Фессалонике произошли между 695 и 705 гг. Как полагают исследователи, городских средств на восстановление храма не хватило, и потребовалась помощь императора; гипотеза может подтверждаться фрагментами сохранившейся фрески на южной стене с изображением торжественного въезда предположительно Юстиниана II в город. В 1423 г. Фессалонику заняли венецианцы; в западной части центрального нефа сохранилось надгробие купца Луки Спандуни (около 1482 г.) – типичный образец венецианского искусства Раннего Возрождения. В 1492–1493 гг., после турецкого завоевания, базилика Димитрия Солунского в Фессалонике была обращена в мечеть Касымие-джами, мозаики и фрески скрыли под штукатуркой. Христианам было позволено совершать богослужения в оставшемся ещё от римских терм помещении в северо-западной части базилики, куда из кивория был перенесён саркофаг великомученика Димитрия.

 



 
PR-CY.ru