ДЕНК Ганс

ДЕНК Ганс (около 1495 – 1527 гг.) – немецкий мистик-анабаптист. Получил классическое образование в университете Ингольштадта под руководством Иоганна Экка, продолжил обучение в Базеле, где познакомился с Иоганном Эколампадием. Был переводчиком и редактором «Учебника грамматики греческого языка» (три тома) Феодора Газы (около 1400 – 1475 гг.); в 1523 г. по рекомендации И. Эколампадия приглашён на пост ректора школы св. Себальда в Нюрнберге. В этот период Г. Денк, прочитав «Немецкую теологию» («Theologia Germanica»), опубликованную в 1516 г. Мартином Лютером, на всю жизнь попал под влияние её мистицизма. В 1524 г. Г. Денк познакомился с Томасом Мюнцером и Андреасом Карлштадтом; в том же году в Нюрнберге состоялся процесс над тремя художниками, которых обвиняли в отрицании учения о пресущестлении Святых Даров. После того как один из них, Себальд Бехайм, показал на дознании, что обсуждал свои взгляды с Г. Денком, Г. Денка вызвали на допрос в магистрат, а 21 января 1525 г. изгнали из города «навечно». Посетив Мюльхаузен и Санкт-Галлен, Г. Денк обосновался в Аугсбурге и вернулся к преподаванию. Весной-летом 1526 г. принял «крещение по вере» от Бальтазара Губмайера, а затем сам крестил Ганса Гута. В ноябре того же года Г. Денк был вынужден отправиться в Страсбург, где остановился у анабаптиста Людвига Хетцера. Г. Денк постоянно полемизировал не только с лютеранами (например, с Вольфгангом Фабрицием Капито и Мартином Буцером), но и с анабаптистами, в частности, с М. Саттлером, взглядов которого не разделял. В феврале 1527 г. Г. Денк перебрался в Вормс, где вместе с Л. Хетцером подготовил первый перевод пророческих книг Библии на немецкий язык. В августе того же года Г. Денк возвратился в Аугсбург и принял участие в конференции анабаптистов, получившей название «синод мучеников»: почти все участники были в течение последующих трёх лет казнены за проповедь своих религиозных взглядов. Около 60 представителей различных групп немецких и швейцарских анабаптистов обсуждали такие актуальные вопросы, как отношение к воинской службе и ношению оружия, к службе в магистрате, к принесению клятв и т.д. Одна из самых жарких дискуссий касалась Второго пришествия, которое, по пророчеству Г. Гута, должно было произойти в 1528 г. После синода Г. Денк отправился в Ульм, а затем в Базель, предварительно написав своему учителю И. Эколампадию письмо с просьбой дать ему возможность обосноваться в этом городе. Вскоре после приезда в Базель Г. Денк умер от чумы. Исследователи отмечают, что среди богословов ранней Реформации Г. Денк отличался тем, что интересовался, главным образом, внутренней жизнью христианина, жизнью в Святом Духе. Основная тема теологии Г. Денка – любовь Божия. В трактате «Об истинной любви» («Von der Wahren Liebe», 1527 г.) он писал, что любовь – единственный путь, по которому человек может приблизиться к Богу. Тот, кто не понимает и не чувствует любви, тот не познал Христа. Человек, хотя он и грешен, способен любить, в двух важнейших заповедях, данных Христом, говорится о любви к Богу и любви к ближнему. Полемизируя с доктриной М. Лютера о «рабстве воли», Г. Денк отмечал, что М. Лютер делает Бога создателем зла, ибо с его точки зрения грешники отказываются каяться, потому что Бог сделал их слепыми. Не соглашаясь с М. Лютером, Г. Денк утверждал, что Бог желает спасения для всех людей, но не все будут спасены, т.к. Господь не может насильно заставить грешников, избегающих покаяния, принять Его прощение. С точки зрения Г. Денка, чтение Священного Писания без содействия Святого Духа (так называемого внутреннего слова) может привести только к формальному восприятию христианства. Для читателя Священного Писания и в XVI в. также необходимо осознание присутствия Святого Духа, как и для пророков и апостолов, писавших эту книгу. В своё время анабаптисты привлекли Г. Денка тем, что в своих постулатах выражали стремление к праведной жизни и желание следовать апостольским путём. Но Г. Денк не смог полностью воспринять их точку зрения, видя, что они в ущерб духовной жизни и братской христианской любви много внимания уделяли несущественным догматическим разногласиям и формальным организационным моментам.

 
PR-CY.ru