ДЮПЛЕССИ-МОРНЕ Филипп - Страница 3

В 1598 г. Филипп Дюплесси-Морне опубликовал трактат в четырёх книгах «De l'institution, usage et doctrine du sainct sacrement de l'Eucharistie en l'Église ancienne: Comment, quand et par quels degrez la messe s'est introduicte en sa place» («Об установлении, обычае и доктрине святого таинства Евхаристии в древней Церкви, как, когда и посредством каких этапов Месса была введена в её настоящей форме»), где выступил против католического догмата о реальном присутствии Тела и Крови Христовой во время причастия, расценивая его как позднейшую вставку, противоречащую Священному Писанию и учению изначальной церкви. Осуждённое Римской курией и Парижским университетом сочинение положило начало многочисленным дискуссиям с католиками. Основным противником Филиппа Дюплесси-Морне стал Жак Дави дю Перрон, публичный диспут с которым состоялся в присутствии короля Генриха IV 4 мая 1600 г. в Фонтенбло. После убийства Генриха IV (1610 г.) Филипп Дюплесси-Морне сохранил лояльное отношение к королевской власти, несмотря на политику, проводимую регентшей Марией Медичи и потом Людовиком XIII и направленную против гугенотов. Выступая в защиту полученных французскими протестантами политических прав и свобод, Филипп Дюплесси-Морне, с одной стороны, стремился избегать конфликтов с французской короной, с другой – расширить контакты с протестантами за границей, в частности, с английским королём Яковом I. Проявил живой интерес к протестантскому синоду, собравшемуся в Дордрехте (1618–1619 гг.) с целью разрешить догматические разногласия, которые разделяли протестантов в Нидерландах. В 1611 г. Филипп Дюплесси-Морне написал антикатолическое сочинение «Le mystère d'iniquité» («Тайна неправедности»), где выступил с критикой Римско-католической церкви, развращённой папством, стремясь найти в более давнем прошлом предшественников Реформации. В 1621 г. королевские войска захватили Сомюр, Филипп Дюплесси-Морне был смещён с должности правителя, удалился в свой замок Ла-Форе-сюр-Севр, где и скончался. Признаваемый с конца 1580 гг. фактическим главой французских гугенотов («папой гугенотов»), Филипп Дюплесси-Морне в отличие от многих перешедших в протестантизм правителей поддерживал центральную королевскую власть. Рьяно защищая политические права французских кальвинистов, он, однако, был противником гражданской войны. Сторонник компромисса, Филипп Дюплесси-Морне призывал к терпимости в решении религиозных вопросов. Приветствуя экуменические тенденции Реформации, рассматривал возможность сближения кальвинизма с католическим французским галликанством и создания «свободного национального совета», деятельность которого способствовала бы мирной победе и дальнейшему распространению протестантской веры. В условиях растущего безверия, атеизма, получившего распространение в эпоху Ренессанса, Филипп Дюплесси-Морне выступил как апологет христианства в целом.



 
PR-CY.ru