ДИКЕЙ

ДИКЕЙ (греч. – справедливый) – управляющий монашеской общиной в афонских скитах. Термин происходит от формулы «по праву кого-либо», которая встречается в византийских документах (с XI в.) как обозначение уполномоченного, действующего от имени того или иного высшего должностного лица (например, патриарха). В документах 1322 –1394 гг. часто упоминаются обозначенные такой формулой представители афонского прота. Термин «дикей» встречается в подписи монаха Феодосия под актом 1375 г. (наряду с этим новообразованием употреблялась также традиционная форма, например, в акте 1518 г.). В идиоритмических монастырях Афона дикеем назывался (до принятия Устава Святой Горы 1926 г.) игумен на покое или первый эпитроп. В настоящее время термин «дикей» используется на Афоне как наименование выборного настоятеля в святогорских скитах. В общежительных скитах дикей избирается пожизненно и управляет скитом согласно внутреннему уставу вместе с епитропами, по подобию общежительных монастырей. В идиоритмических скитах (9 из 13 скитов Святой Горы) дикей избирается сроком на один год большинством старцев (настоятелей калив) на Собрании старцев скита ежегодно 8 мая в кириаконе (соборном храме скита) под председательством старейшего из них. Право голосования за отсутствующего старца имеет уполномоченный им представитель из его подчинённых, что должно быть подтверждено письменным разрешением монастыря, которому подчинён скит. На должность дикея может быть избран монах скита, являющийся настоятелем братства своей каливы, добродетельный и не находящийся под епитимией, способность к административной деятельности которого признаётся главенствующим монастырём. В случае равного количества голосов решающий голос остаётся за присутствующим на собрании наблюдателем от главенствующего монастыря. Результаты голосования в виде письменного решения Собрания старцев с печатью отправляются в монастырь для рассмотрения, утверждения и совершения обряда поставления дикея согласно древним обычаям. Дикей обладает определённой административной властью, ограниченной необходимостью сотрудничать в интересах скита с советниками, без согласия которых он не может принимать ответственного решения. Советники (в разных скитах их может быть от двух до четырёх) избираются тогда же и таким же образом, как и дикей, но один или два из них назначаются главенствующим монастырём. Вместе с дикеем они имеют разделённую на четыре или три части печать скита, необходимую для утверждения решений, касающихся внутренних отношений между скитом и монастырём. Дикей обязан следить за внутренним порядком в скиту, что, в первую очередь, проявляется в приёме паломников, совершении богослужения в кириаконе и наблюдении вместе с советниками за поведением братии. Дикей вместе с послушниками переселяется из своей каливы в специально отводимые для него помещения при кириаконе, где он имеет в распоряжении комнаты для размещения паломников и трапезную. Дикей следит за точным совершением братией уставного богослужения и соблюдением монашеского послушания. В случае уклонения от заведённого порядка он лично увещевает нарушителей или сообщает о них Собранию старцев и через него главенствующему монастырю. В обязанности дикея также входит бережное хранение святынь и реликвий скита, получаемых им от предшественника по описи в присутствии представителей главенствующего монастыря. Дикей должен вести учётные книги, по которым он при передаче обязанностей в конце года отчитывается перед Собранием старцев и представителями монастыря. Протокол этой процедуры с подписями передающих и принимающих заносится в кодекс скита. Наконец, дикей имеет право пользоваться для нужд паломников и своего братства казной скита, пополняемой за счёт различных пожертвований, которую в конце срока он передаёт преемнику на этой должности (статьи 156–157 Устава Святой Горы).

 
PR-CY.ru