ДЗЭН - Страница 2

Во-вторых, военные, в чьи руки перешла власть в стране, нуждались в новой идеологии, и дзэн в качестве таковой был противопоставлен старым школам Тэндай и Сингон (см. ст. Чжэньянь), тесно связанным с императором и аристократическими кругами. В-третьих, учение дзэн служило одним из важнейших каналов приобщения самурайского сословия к традиционной китайской культуре. В XIV в. была создана сеть дзэнских храмов, пользовавшихся поддержкой сёгунских властей. В 1338 г. вышел указ сёгуна Асикаги Такаудзи о строительстве дзэнских храмов во всех 66 провинциях страны. Иерархию таких храмов с 1341 г. возглавили «пять монастырей» (годзан, букв. – пять гор) – система, заимствованная из Китая. После 1353 г. в годзан входило десять монастырей: пять храмов в резиденции сёгуна в Камакуре (Кэнтёдзи, Энгакудзи, Дзюфукудзи, Дзётидзи, Дзёмёдзи) и пять в Киото (Нандзэндзи, Тэнрюдзи, Кэнниндзи, Тофукудзи, Мандзюдзи). Помимо годзан система включала ещё два звена – дзиссэцу (десять храмов) и сёдзан (храмы всех провинций). Всего в сеть годзан входило около 300 монастырей и храмов. Монастыри годзан были культурными центрами, при многих храмах существовали школы (тэракоя), ученикам которых преподавались не только основы буддизма, но и знания общего характера. Храмы были также центрами книгопечатания. Монахи, часто ездившие учиться в Китай, были прекрасными знатоками китайской философской и литературной традиции и создали литературное направление «годзан бунгаку» (литература пяти монастырей) – китаеязычную поэзию, перешагнувшую рамки чисто буддийской тематики и оказавшую влияние на японскую буддийскую литературу в целом. В период Эдо (XVII–XIX вв.) популярность дзэн снизилась, основой официальной идеологии становится неоконфуцианство (его распространению способствовали дзэнские монахи, обучавшиеся в Китае), подвергшее буддизм резкой критике. Буддизм в целом и дзэн в частности теряют доминирующие позиции. Лишённые финансовой поддержки монастыри годзан приходят в запустение. Объединители Японии Ода Нобунага (1534–1582 гг.) и Тоётоми Хидэёси (1537–1598 гг.) считали существование крупных независимых монастырей препятствием на пути централизации страны, поэтому многие буддийские монастыри, в том числе и входившие в систему годзан, были разрушены и сожжены. Тем не менее, дзэн продолжал развиваться, при этом наибольшим влиянием пользовался Сото-дзэн и монастыри, не входившие в систему годзан. Появились новые крупные фигуры – Бэнкэй (1622–1693 гг.) и Хакуин (1683–1768 гг.), реформировавшие дзэн. Хакуин, монах школы Риндзай, разработал учение о «внутреннем взгляде», в котором он призывал к самосозерцанию, признавая его высшим мерилом истинности. Появлялись и новые школы, например, школа Обаку, создателем которой был китайский проповедник Иньюань (япон. Ингэн, 1592–1678 гг.). Обаку – японское название китайской горы Хуанбо. Иньюань сочетал дзэн с верой в «чистую землю» Будды Амиды, которую призывал искать в собственных сердцах.

 



 
PR-CY.ru