ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович - Страница 2

Особую ценность, по мнению исследователей, представляют канты и псальмы, записывавшиеся П.Д. Демуцким с конца 1870 гг. в Таращанском уезде от лирников-слепцов и опубликованные им в 1903 г. в сборнике «Лира и её мотивы». Большинство из включённых в него 52 образцов – псальмы духовного содержания, приуроченные к периодам Великого поста и Страстной седмицы, дням памяти святых, а также исполнявшиеся в назидание верующим или за упокой (№1 «Через поле широкее» – Страстям Христовым; №21 «Ангел грешну душу пробуждае» – ангелу-хранителю; №24 «Найсвитлишый отче» и др. – святителю Николаю; №26 «Булы люде невирнии» – великомученику Георгию; №27 «Ох и зийшла зоря», №28 «В Тройце свята Варварие» – великомученице Варваре; №30 «Память твоя пресвятая» – св. Иоанну Предтече и др.). Незначительная часть песен была взята из «Богогласника», претерпев изменения в текстах и мелодиях (№3 «Древом крестным»; №6 «Христос Бог воскресе»; №18 «Вонми небо и земля»; №16 «Пречистая Диво Мария» и др.). Сборник П.Д. Демуцкого – единственное издание, отражающее значительный вклад лирников в народную песенно-инструментальную культуру. П.Д. Демуцкий был знатоком народных инструментов, играл на лире, бандуре и скрипке; сочинял музыкальные композиции в народном стиле, в частности, на народные слова и слова Тараса Григорьевича Шевченко. После переезда в Киев П.Д. Демуцкий продолжил организовывать хоровые коллективы (в 1918 г. в бывшей типографии Ивана Ивановича Чоколова) и принял участие в работе уже существовавших. В 1921 г. П.Д. Демуцкий был приглашён на должность научного сотрудника этнографического отдела Всеукраинской Академии Наук; осенью того же года начал педагогическую работу в музыкально-драматическом институте имени Н.В. Лысенко. В этом же году принимал участие (вместе с другими композиторами) в работе первого Собора УАПЦ, в 1921–1924 гг. работал преподавателем пения на регентских курсах, организованных этой церковью. В 1922 г. П.Д. Демуцкий литографически издал «Литургию» (для трёхголосного однородного хора), где воспроизвёл сельские напевы устной традиции (как полагают исследователи, в своей обработке). В последние годы жизни принимал активное участие в деятельности государственной хоровой капеллы «Думка» и хоровой студии имени Кирилла Григорьевича Стеценко, организовывал этнографические концерты. Из наследия П.Д. Демуцкого были переизданы только народные песни (лирницкий репертуар и духовные сочинения не издавались после 1903 г.). Исследователи полагают, что записи обработок церковных напевов наряду с коллекцией инструментов П.Д. Демуцкого, каталогом песен и личными вещами погибли во время Гражданской войны в 1918–1920 гг. Имя П.Д. Демуцкого присвоено Уманскому музыкальному училищу, с 1995 г. в Киеве проводится ежегодный смотр-конкурс народных хоров его имени.



 
PR-CY.ru