ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 4

Оратория как ведущий жанр духовной музыки барокко за пределами Италии повсеместно сталкивалась с проблемой отсутствия таких отлаженных и исторически сложившихся институтов духовного концерта, как собрания конгрегаций при ораториях. Поэтому бытование духовной музыки в крупных культурных центрах Европы принимало разные формы. Так, при австрийском императорском дворе эпохи Контрреформации в Страстную пятницу разыгрывали большие музыкальные представления «у гроба» (итал. Rappresentazione / Azione sacra al Sepolcro) с театральными декорациями, в костюмах, родственные оратории. Среди авторов «венских сеполькро» были известные поэты Апостоло Дзено и Пьетро Метастазио, композиторы Иоганн Йозеф Фукс и Антонио Кальдара. Во Франции ораториальный жанр долгое время оставался почти не востребованным, что отчасти исследователи объясняют подчёркнутой самостоятельностью французского музыкального театра по отношению к итальянской опере. Единственный автор французских барочных ораторий, ученик Джакомо Кариссими, Марк-Антуан Шарпантье исполнял свои многочисленные сочинения как в домашних концертах, так и в церкви по праздникам, продолжая, по всей видимости, практику учителя. Авторы французских опер крайне редко обращались к религиозным сюжетам. Едва ли не единственным исключением стала «священная трагедия» Мишеля Пиньоле де Монтеклера «Иеффай» (1732 г.) на либретто Симона Пеллегрена – значительное в истории французского оперного театра сочинение, послужившее своеобразным прологом к дебюту Жана-Филиппа Рамо как оперного композитора (1733 г.) и оказавшее влияние на его творчество. В то же время использование Священного Писания в качестве основы для оперного сюжета вызвало резкую критику и осуждение со стороны Парижского архиепископа, что, по мнению исследователей, способствовало отказу от подобной практики в дальнейшем (замысел оперы «Самсон» Ж.Ф. Рамо и Вольтера остался неосуществлённым). Традиция особой великопостной музыки (компенсирующей приостановку театральной жизни) сформировалась в Париже довольно поздно, но приобрела большую популярность и послужила образцом для многих других культурных центров Франции и Европы. В 1725 г. Франсуа-Андре Филидором были учреждены «Духовные концерты» (франц. «Concert spirituel»), проводившиеся в одном из залов дворца Тюильри. Первоначально «Духовные концерты» состояли в исполнении силами артистов парижской оперы, королевской капеллы и церквей города церковной музыки на латинском языке и инструментальных сочинений. Однако уже с 1728 г. на концертах исполнялись произведения и светской музыки на французском языке. Коммерческому успеху предприятия немало способствовали участие лучших европейских виртуозов, певцов и исполнителей на различных музыкальных инструментах, присутствие произведений в итальянском стиле, постепенно приобретавшем во Франции всё большее число поклонников. Тем не менее, сочинения религиозного характера занимали в программе «Духовных концертов» устойчивые позиции: в первые годы особой популярностью у публики пользовались «большие мотеты» Мишеля-Ришара Делаланда, изначально предназначенные для королевской капеллы; со второй половины XVIII в. «Духовные концерты» стали местом исполнения ораторий французских композиторов.

 



 
PR-CY.ru