ДОМИНИКА, Содружество Доминики - Страница 3

Хотя в 1686 и 1748 гг. эта договорённость подтверждалась, франко-британское соперничество за остров, в ходе которого карибы привлекались обеими сторонами как союзники, не прекращалось. Европейские инфекции и огнестрельное оружие сократили население карибов с 5 тыс. в середине XVII в. до 400 человек в 1730 г. Хотя формально остров оставался нейтральным, к 1727 г. на нём проживало до 60 французских семей. Французские поселенцы для работы на плантациях сахарного тростника, хлебного дерева и специй начали завозить рабов из Западной Африки. По итогам Семилетней войны Франция уступила остров Великобритании в 1763 г., снова овладела им в 1778 г., но окончательно потеряла в 1784 г. Попытки французов захватить остров в 1795 и 1805 гг. были отражены. Однако это не изменило этноконфессиональной ситуации: к моменту установления на острове британского господства чернокожее большинство доминикцев уже исповедовали католицизм. Целью британской администрации была защита интересов английских плантаторов, ввиду чего дискриминации подвергалось не только чернокожее большинство и карибы, но и французские поселенцы, в равной степени плантаторы и служители католической церкви. Несмотря на это, французские священники продолжали деятельность, а католицизм оставался самым многочисленным исповеданием. Католические священники были в центре общественной жизни, занимались просветительской деятельностью в сельской местности. Последняя четверть XVII в. ознаменовалась прибытием первых методистов. Основателем методизма на Малых Антильских островах был Натаниел Гилберт, плантатор с острова Антигуа, который, находясь в 1758 г. в Великобритании, слушал проповеди братьев Джона и Чарльза Уэсли, а вернувшись на остров, стал проповедовать новое учение среди рабов. Впоследствие учение распространилось на соседние британские владения, в частности, с 1787 г. на Доминике. В дальнейшем методисты сыграли заметную роль в развитии начального и среднего образования на острове. В 1785–1786 гг. британцам пришлось подавлять восстание беглых рабов. Однако лишь в 1833 г. британский Парламент отменил рабство в британских владениях, включая Доминику. В 1838 г. чернокожие собственники получили большинство в Палате собрания и попытались распространить избирательное право на освобождённых рабов, но встретили сопротивление со стороны белой элиты. Это осложнило политическую ситуацию, и напряжённость вылилась в так называемую негритянскую войну – народное восстание, вспыхнувшее и подавленное в 1844 г. 30 апреля 1850 г. из Апостольского викариата Тринидад была выделена территория, на которой было основано епископство Розо, таким образом, на Доминике была учреждена епископская кафедра. При этом параллельно с католической верой темнокожее население Доминики, как и других островов Карибского моря, продолжало практиковать племенные культы, привезённые рабами из Африки. Религиозные традиции, которые рабы после обретения новой родины на Антильских островах, в том числе и на Доминике, смешали с определёнными чертами католицизма, породили ряд оригинальных синкретических форм. Самым популярным стал культ обеа, распространённый также на Ямайке, Багамских островах, Барбадосе, Мартинике и других островах Карибского моря. Этот культ содержит элементы верований таких народов Африки, как банту, ашанти, эве-фон и др., при этом в условиях полиэтничности, характерной для региона, чётко обозначилось влияние шаманизма, гаитянского вуду, индуизма, ислама, а также западных оккультных учений. В 1865 г. половина членов Палаты собрания стала назначаться колониальной администрацией.

 



 
PR-CY.ru