ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ

ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ, друзско-маронитские войны (1841–1860 гг.) – серия вооружённых столкновений между ливанскими общинами друзов и маронитов, имевшая место в ходе общего обострения мусульмано-христианских отношений на Ближнем Востоке в середине XIX в. (см. в ст. Антиохийская православная церковь). Противоречия между этими этноконфессиональными группами накапливались с первой трети XVIII в., когда началось массовое переселение маронитских христиан из северных округов Ливана в населённые друзами центральные и южные районы. Первоначально друзские феодалы поощряли миграцию шелководов-христиан, привносивших в их владения новые методы ведения сельского хозяйства. Ситуация изменилась в 1830 гг., когда в период оккупации Ливана египетскими войсками большая часть друзской знати была изгнана из страны, а земли перераспределили между поддержавшими новые власти маронитскими лидерами. Меры, применяемые египтянами по установлению фактического равноправия подданных вне зависимости от их религиозной принадлежности, привели к росту политического самосознания местных христианских общин, а раздача маронитам оружия и привлечение ливанских христиан к подавлению антиегипетских восстаний друзов превратили маронитское ополчение в мощную военную силу. Ливанский эмир Башир II Шихаб (1788/1789 – 1840 гг.), раньше тайно перешедший в христианство, стал открыто участвовать в богослужении, проводимом по маронитскому обряду. Христиане составляли большинство в подчинённых ему войсках и административном аппарате. Разгром египтян в 1841 г. и последовавшее возвращение в страну друзской элиты, рассчитывавшей восстановить свои феодальные прерогативы, сделали межконфессиональный конфликт неизбежным. Усилению внутриливанского противостояния способствовала политика османских властей, которые стремились восстановить своё влияние в Ливане, и европейских держав, желавших усилить свои позиции на Ближнем Востоке: прежде всего, Франции, традиционно поддерживавшей маронитов, и Великобритании, сделавшей ставку на друзов. К осени 1841 г. отношения между двумя общинами накалились до такой степени, что обычная драка между друзом и маронитом из-за убитой куропатки переросла в вооружённую стычку и была использована друзской знатью как предлог к началу христианского погрома. 13 октября 1841 г. представители крупнейших друзских родов, собравшиеся в ливанской столице Дайр-эль-Камар, неожиданно напали на проживавших в городе маронитов, совершая убийства, грабежи и поджоги. Маронитская милиция Центрального и Южного Ливана откликнулась на призыв своего патриарха к священной войне и выступила в защиту единоверцев, однако друзское ополчение продемонстрировало лучшие боевые качества. Из 1500 погибших в столкновениях большинство были христианами. Османские власти, заинтересованные во взаимном ослаблении крупнейших ливанских общин, медлили с вступлением в конфликт. Только в ноябре, когда стал очевиден перевес сил на стороне друзов, турки по требованию европейских держав ввели войска в Ливан. Решение османских властей о разделе Ливана на друзскую и маронитскую каймакамии (округа, подчинённые каймакамам) создало первый на Ближнем Востоке прецедент территориального деления на этноконфессиональной основе. Неясность принципов нового политического устройства, неопределённость границ каймакамий и неразрешённость вопросов, связанных с возмещением разграбленного имущества, создавали благоприятную почву для продолжения конфликта.

 



 
PR-CY.ru