ДВАЙТА-АДВАЙТА - Страница 2

Как и вишишта-адвайта, двайта-адвайта настаивает на том, что «путь познания» неосуществим без «пути богопочитания», его кульминация – в полной самоотдаче (прапатти) адепта. И снова, как вишишта-адвайта, двайта-адвайта придаёт большое значение аналогиям, приводимым для обоснования доктрины тождества-различия трёх начал. Брахман-Кришна находится в таком же отношении к началам мира, как жизненная сила прана, реализующаяся в многообразных функциях чувственных способностей и ума-манаса, но сохраняющая при этом идентичность и индивидуальность. По другому примеру, популярному в двайте-адвайте и отчасти заимствованному из образности «Шветашватара-упанишады», Брахмана, создающего духовные и материальные начала, но остающегося «чистым» и «полным» в славе и силе, можно уподобить пауку, который ткёт паутину из собственного тела. В среде бхактов было популярно и истолкование двайта-адвайты миросозидания как спонтанной игры (лилы) вечносовершенного и всеблаженного Вишну-Хари. Основателем двайта-адвайты был Нимбарка (XII–XIII вв.), брахман-вишнуит из Нимбапуры в тамильском государстве Майсур или из Матхуры – знаменитого североиндийского центра кришнаизма. Ему приписывается около семи сочинений, среди которых исследователи считают наиболее значительным комментарий к «Брахма-сутрам» – «Ведантапариджатасаурабха» («Аромат небесного дерева веданты»). Учение Нимбарки систематизировано его учеником Шринивасой, который откомментировал и его комментарий к «Брахма-сутрам». Последователи же Шринивасы – Мадхава Мукунда (XV в.), предложивший серьёзную разработку теории познания, прежде всего, учения об источниках знания, Кешава Кашмири Бхатта (XVI в.), Пурушоттама Прасада (XVII в.), Ванамали Мишра (XVIII в.) и др. – сохранили идентичность двайта-адвайты, отстаивая её учения и одновременно энергично полемизируя с оппонентами, притом не только с адвайтистами, но и с приверженцами вишишта-адвайты и бхеда-абхеды.



 
PR-CY.ru