ДВАЙТА-АДВАЙТА

ДВАЙТА-АДВАЙТА (двойственность-в-недвойственности) – школа философии вишнуитской веданты, соответствующая одной из четырёх признанных традиций индийского средневекового религиозного движения бхакти – санакади-сампрадая. Сформировавшаяся под значительным влиянием вишишта-адвайты и подготовившая, в свою очередь, в определённом смысле становление двайта-веданты двайта-адвайта предложила достаточно «симметричное» решение основной проблемы философии веданты – проблемы онтологического соотношения Божества (Брахмана, или Ишвары), душ (чит) и материи (ачит), – которое одновременно заложило мировоззренческие измерения кришнаитского культа. Эти три «параметра бытия» не могут быть ни вполне идентичными, ибо это противоречило бы, согласно двайта-адвайте, свидетельству ведийских текстов (в первую очередь, упанишад), ни вполне различными, ибо это, во-первых, ограничивало бы божественную вездесущесть и, во-вторых, исключало бы возможность их реального взаимодействия. Брахман (Ишвара) не безличное мировое сознание, но персонифицированное божество, тождественное Кришне и наделённое всезнанием, всемогуществом, вездесущестью и способностью быть конечной причиной сущего, которое преображается и в духовные, и в материальные начала, не растворяясь ни в одном из них, и помимо этого наделено всеми добродетелями и свободно от пороков. Брахман-Кришна является не только инструментальной, но и материальной причиной мира, создавая его одной своей волей (здесь исследователи не могут не предположить влияние теистических религий, действовавших в средневековой Индии). Души (дживы) имеют основание в нём, зависимы от него, бесчисленны и активны. Материальный мир определяется тремя началами – «неприродное» (апракрита), «природное» (пракрита) и время. Двайта-адвайта как бы дифференцирует два «режима» существования Божества – статический, или самотождественный, и динамический, или саморазделительный, который выявляется в его энергии, действии.

 



 
PR-CY.ru