ДУХКХА

ДУХКХА (страдание, несчастье, скорбь) – в мировоззренческих индийских текстах фундаментальная характеристика профанического существования индивида, которая оценивается негативно и подлежит преодолению. Хотя духкха правомерно интерпретируется как «страдание», исследователи отмечают, что семантический объём термина значительно больше, чем даже широкий спектр негативных эмоциональных состояний, составляющих европейское понятие. Это находит выражение в том, что оппозиция духкхе, выражаемая понятием «сукха» (санскр. – счастье, радость, удовольствие), рассматривается не как полноценная альтернатива, а, скорее, как один из относительных аспектов духкхи. Речь идёт о временной и ограниченной «удовлетворённости» в рамках устойчивой и глубинной «неудовлетворённости», поэтому само «удовольствие» является лишь одним из модусов «страдания». Духкху исследователи правомерно рассматривают в качестве «феноменализации» закона кармы и необходимого «сопровождения» индивида, пребывающего в сансаре, устранение духкхи составляет основное содержание «освобождения» – мокши как высшей задачи человеческого существования. Понятие «духкха» восходит к древним «Упанишадам». По «Брихадараньяка-упанишаде», достигшие познания Атмана обретают бессмертие, не достигшие – страдание. Согласно «Чхандогья-упанишаде», познавшие Атмана становятся недостижимыми для смерти, болезней и страдания. Буддийское учение дхарма изначально было кодифицировано как учение о четырёх «благородных истинах», определяющих духкху. Имеется в виду констатация факта универсальности духкхи, установление причин, её вызывающих, возможности и способа её устранения. Согласно буддийским преданиям, именно эти «благородные истины» как главный результат «просветления» под деревом бодхи стали предметом первой проповеди Будды в «Оленьем парке» Бенареса (Варанаси). Первая «благородная истина» состоит в том, что термин «духкха» включает рождение, старость, болезнь, смерть, соединение с нежеланным, разъединение с желанным или пять составляющих структуры любой психофизической организации (телесный слой, ощущения, представления, диспозиции воли и сознание), которые формируют «группы привязанности». Вторая «истина» называет причиной появления духкхи желание как устремлённость на достижение любых объектов – жажда желаемого, становления и прекращения становления, ведущая к перевоплощениям. Третья «истина» трактует устранение духкхи как освобождение от постоянного «восхождения» духкхи в результате прекращения желания; четвёртая «истина» указывает, что способ устранения духкхи – это восьмеричный пусть, который начинается с правильных воззрений и завершается правильным сосредоточением. Неоднократно в индийских духовных традициях предпринимались попытки классифицировать духкху по источникам и сущностным характеристикам.

 



 
PR-CY.ru