ДХЬЯНА

ДХЬЯНА (созерцание, видение умом, интуитивное видение) – понятие индийских духовных практик, обозначающее особую сосредоточенность (самадхи) сознания на объекте созерцания. На европейские языки дхьяна переводится как медитация, трансмедитация или транс. В буддизме дхьяна ассоциируется с древней практикой восьми последовательных стадий или способов созерцания, приближающих к освобождению (мокша) от страданий и круга рождений. Первые четыре – способы созерцания миров космической сферы форм и цветов (рупа дхату). Посредством первой дхьяны достигается непривязанность к чувствам и желаниям, посредством второй дхьяны – к рассудочным моделям мышления, посредством третьей дхьяны обретаются уравновешенность и внимательность, четвёртой – состояние, в котором сознание уже неподвластно испытанию удовольствием (сукха) и страданием (духкха). Следующие четыре дхьяны – способы созерцания миров сферы вне форм и цветов (арупа-дхату), а именно бесконечного пространства, бесконечного сознания, абсолютного Ничто (осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет) и неба, которое не воспринимается ни присутствием сознания, ни его отсутствием. В Тхераваде для анагаминов и архатов добавлялась практика девятой дхьяны – медитативного погружения в состояние полного прекращения (ниродха-самапатти) волнений дхармо-частиц. С овладением этими способами созерцания приходит обладание пятью и более «чудесными способностями» (абхиджня): ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей и т.д. Одновременно практика дхьяны развивает две взаимодополняющие стороны буддийского искусства медитировать (бхавана) – випашьяну (проникновенное видение) и шаматху (невозмутимый покой) или, в иной интерпретации, праджню (проникновенную мудрость) и самадхи (сосредоточение). В буддизме Махаяны практики созерцания разрабатывались в учении о дхьяне-парамите (совершенствовании созерцанием) – составной части отдела Закона о парамитах. Махаянские сутры советовали заниматься дхьяна-парамитой только монахам-бодхисаттвам (но не мирянам), которые должны странствовать или жить уединённо, укрепляясь в медитации четырёх совершенных состояний: любви, сострадания, радости и невозмутимости. В Махаяне также считается, что каждым из девяти описанных выше способов созерцания бодхисаттва должен заниматься несколько лет и, следовательно, пребывать годы в достигнутом медитативном погружении. Кроме того, термин «дхьяна» в форме транслитераций «чань» и «дзен» вошёл в название китайской, японской, корейских и вьетнамской школ чань-буддизма, ведущих своё начало от индийского миссионера в Китае Бодхидхармы (VI в.).

 
PR-CY.ru