ДЖИВА - Страница 2

Так, мироздание в джайнской перспективе есть «история души», которую при максимально полном распределении параметров можно понять как начальное (точнее, безначальное) совершенное состояние дживы, условие её пребывания в материальном мире, механизм её закабаления им, средства устранения этого закабаления и, наконец, конечный результат применения этих средств – возвращение дживы в своё безначальное совершенное состояние. При этом джайнская джива в наибольшей степени близка к европейскому понятию души «скоординированностью» с телом, что находит выражение в каноническом учении о наличии у неё цветовых «аур» – души могут быть чёрного, тёмно-синего, серо-сизого, оранжевого (жёлтого), розового и белого оттенков – в зависимости от их склонностей и деятельности (заимствование из адживикизма, с которым джайнизм был изначально связан «родственными узами»). Согласно джайнскому философу Умасвати (II–III вв.), дживы могут существовать в пяти состояниях по отношению к сансаре – подавления, разрушения, подавления-разрушения, проявления и изменения. Отличительный атрибут дживы от остальных субстанций – способность к направленному сознанию (упайога). Души делятся на пребывающие в сансаре (далее – на передвигающиеся и неподвижные) и освободившиеся от неё, разумные и неразумные, а также на наделённые различным количеством способностей восприятия. Дживы живут в физических телах, могут занимать бесчисленное количество точек пространства, сокращая и заполняя их области, подобно свету светильника, их назначение в том, чтобы поддерживать друг друга. В восстанавливаемом исходном состоянии дживы становятся сиддхами («совершенными») и вследствие освобождённости от кармического балласта с лёгкостью восходят «до конца вселенной», но и в состоянии освобождённости не «сливаются», а сохраняют индивидуальные особенности вплоть до различий по полу и образу жизни. В корпусе текстов виднейшего дигамбарского авторитета Кундакунды (III–IV вв.) учение о дживе значительно уточняется и развёртывается. Наталья Анатольевна Железнова считает, что джива наделяется следующими основными характеристиками: жизнью, определяемой функционированием от 4 до 10 пран (витальных энергий), сознанием, направленностью сознания, волевой активностью, бестелесностью, неуничтожимостью, соразмерностью телу. При этом сознание настолько существенно для дживы (именно в этом измерении джива наиболее часто отождествляется с Атманом), что их соотношение трактуется нередко не только как соотношение субстанции и атрибута, но и как чистая идентичность.

 



 
PR-CY.ru