ДИАСПОРА - Страница 2

И неоднократно предпринимавшиеся в истории попытки поставить в качестве принципа церковной организации, в частности, в определении сферы юрисдикции поместной церкви, не территориальный, а этнический или языковой фактор канонически неправомерны и всегда вызывали серьёзные осложнения и нестроения. Константинопольский собор 1872 г. справедливо осудил этнофилетизм как посягательство на канонический церковный строй. Территориальный принцип церковного устройства предполагает естественным образом существование границ между территориями приходов, епархий, поместных церквей. Прямые и косвенные указания на существование церковных территориальных границ дают канонические правила: 17 четвёртого Вселенского собора и 25 Трулльского собора устанавливается 30-летняя давность существования границ между епархиями для признания их законности. Но православные общины существуют и вне территориальных канонических границ какой-либо из поместных церквей. В настоящее время в Западной Европе вне канонических границ православных поместных церквей проживает примерно 2 млн. православных. Православные общины существуют также в Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, в странах Восточной Азии. Они и составляют православную диаспору. Ввиду их нахождения вне границ поместных церквей в диаспоре не может со всей строгостью соблюдаться территориальный принцип канонического устройства церкви, и на одной территории могут сосуществовать приходы и даже епархии разных поместных церквей. Канонически необходимое территориальное размежевание здесь часто ограничивается минимумом – разными титулами епископов, принадлежащих к разным поместным юрисдикциям, но при этом порой даже имеющих резиденцию в одном городе. Такие города православной диаспоры, как Лондон или Париж, являются резиденциями нескольких православных архиереев, но с разными титулами. Проблема канонически правомерного размежевания юрисдикции поместных церквей в диаспоре приобрела особую остроту в XX в., когда православная диаспора в Западной Европе многократно возросла как вследствие переселения православных, так и, в меньшей мере, в результате присоединения к православию инославных христиан. Идеальным решением проблемы размежевания юрисдикции поместных церквей в диаспоре было бы образование новых автономных или автокефальных церквей и определение их канонических территорий исходя из границ диаспоры. Но для этого должны сложиться надлежащие условия: находящиеся в диаспоре общины должны вырасти и иметь достаточное число епископов. К тому же стремление оказавшихся в диаспоре православных христиан сохранить юрисдикционную связь с поместной церковью, к которой принадлежат они сами и принадлежали их предки, может препятствовать образованию новых мультинациональных поместных церквей в диаспоре. По разным причинам вопрос о размежевании юрисдикции остаётся сложным, вызывает разногласия и споры внутри православной среды.

 



 
PR-CY.ru