ДИХОТОМИЗМ

ДИХОТОМИЗМ (от греч. – разделять на две части) – христианская антропологическая концепция, выделяющая в структуре единой человеческой природы две составляющие: тело и душу. Концепция может также формулироваться доктринально. Характерный пример доктринальной формулировки этой концепции дан в «Православном исповедании веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»: человек «составлен из невещественной и разумной души и вещественного тела». Концепция дихотомизма возникает в результате концептуализации библейских представлений о человеке в рамках античной культуры. Библейское видение единой реальности человека, в которой усматриваются как внешние (тело, плоть), так и внутренние составляющие (дух, душа, сердце), нередко интерпретировалось в христианской мысли на языке античной философии в категориях «природа», «сущность». В связи с этим возникает иллюзия мнимой эллинизации библейской антропологии, якобы осуществлённой в христианском богословии. На самом же деле речь идёт лишь об ином языке описания той же библейской веры и библейского видения человека. Усмотрение в человеке двух уровней бытия (телесного и духовного) весьма характерно для библейского видения человека (см., например: Быт. 2:7; Иов. 13:13–14; Пс. 15:9–10; Еккл. 12:7; Мф. 10:28; 1 Кор. 6:20). Библейские представления о двуаспектности, двучастности человека богословски осмысляются св. отцами и учителями церкви. В святоотеческом наследии человек является столь же целостным существом, как и в библейской традиции. Отделение души от тела не есть разделение двух способных существовать самостоятельно реальностей, – но смерть, разрушение единого человека. Дихотомизм обычно противопоставляется трихотомизму – концепции, утверждающей трёхчастность человеческого естества, т.е. состав его из тела, души и духа. Это противопоставление исследователи считают некорректным в силу ряда причин. Во-первых, именно дихотомизм вполне определённо присутствует в библейском видении человека. Библейскими примерами в пользу трихотомизма являются Евр. 4:12 и 1 Фес. 5:23, но и эти места, трактующие о душе и духе, понимаются как два аспекта одной и той же духовной реальности в человеке, либо же под духом понимается благодать Святого Духа. Во-вторых, трихотомизм был дискредитирован ересью Аполлинария (Младшего), где он представляет собой фундаментальную антропологическую предпосылку еретической христологии. В-третьих, дихотомизм является доминирующим учением в наследии св. отцов; даже там, где трихотомизм, на первый взгляд, присутствует у св. отцов, речь обычно идёт либо о духе (уме) как о высшей силе души, либо о духе как о благодати Божьей (см. также ст. Антрополигия).

 
PR-CY.ru