ДИАЛЕКТИКА - Страница 10

Учения о диалектике проникают в труды энциклопедического характера, приобретают общекультурный характер: Марк Теренций Варрон в не дошедшем до настоящего времени сочинении «О девяти науках» противопоставлял свободные искусства (artes liberales), которые вместе с диалектикой составляли традиционные семь наук, а также архитектуру и музыку несвободным искусствам (artes illiberales), занятиям несвободного человека, раба; Марциан Капелла в своей энциклопедии «О браке Филологии и Меркурия» («De nuptis Philologiae et Mercurii») излагал (в порядке, ещё принятом Платоном в «Государстве») содержание «семи свободных искусств», включающих диалектику, которую он склонен был толковать как учение о языке и речи; Флавий Магн Аврелий Кассиодор написал «Институции» («Наставление в науках божественных и светских»), во второй части («О свободных искусствах и дисциплинах») рассматривалась диалектика; Исидор Севильский, автор «Этимологии» (или «Origines»; «Начала»), труда, вторая книга которого называлась «О риторике и диалектике», из неё последующие века черпали представление об античной диалектике. Важное значение для развития философии и богословия на Западе, в особенности в Средние века в связи со спорами об универсалиях, имели переводы Мария Викторина и Боэция на латинский язык логических сочинений Аристотеля и сочинения Порфирия «Введение к «Категориям» Аристотеля», а также комментарии к «Введению…» и другим переведённым сочинениям. Марий Викторин перевёл «Категории», «Об истолковании», некоторые сочинения Плотина и Прокла, написал «De sillogismis hypotheticis» («О гипотетических силлогизмах»); Боэций перевёл основной корпус логических сочинений Аристотеля (среди прочего – «Топику»), написал ряд логических сочинений, в том числе «De differentis topicis» («О топических различиях»), в котором обсуждались вопросы, имеющие отношение к диалектике, понимаемой по Аристотелю в его «Топике».

 



 
PR-CY.ru