ДИАЛЕКТИКА - Страница 9

Цицерон – автор небольшого сочинения «Топика», в котором в доступной форме обсуждаются некоторые вопросы диалектики Аристотеля и стоиков; по словам Боэция, в этом сочинении Цицерон рассматривал диалектику Аристотеля «как искусство нахождения и искусство суждения» и тем самым объединял учение Аристотеля о «правдоподобном знании» с силлогистикой. В «Тускуланских беседах» Цицерон отмечал, что диалектика (или логика) – это «третья часть, проницающая собою и все остальные части философии: она даёт определения вещам, разделяет роды, связует последовательности, делает выводы, различает истинное и ложное – это наука о способах рассуждения». На закате римско-эллинистической философии и всего античного миросозерцания возрождается интерес к учениям Платона и Аристотеля, к подробному комментированию их трудов, в особенности связанных с логикой и диалектикой (Александр Афродисийский, Порфирий, Ямвлих, Прокл, Дамаский, Симпликий и др.); учение Платона о диалектике находит оригинальное отражение в самостоятельных построениях Плотина, Прокла и других неоплатоников. В трактате Плотина «О диалектике» она рассматривается в соответствии с установленным уже у Платона образцом, предполагающим связь между диалектикой, идеями и умопостигаемым. Диалектика, по Плотину, это «способность давать в логосе (мысленное и словесное) определение каждой вещи…, отказавшись от блуждания в области чувственного, она утверждается в области умопостигаемого. Она пользуется Платоновым делением для различения идей, равно как и для определения смысловой единичности, пользуется им, далее, для (установления) первых родов (сущего), мысленно сочетая их, пока не пройдёт всю область умопостигаемого, и снова расчленяя их, пока не дойдёт до первоначала» (перевод А.Ф. Лосева). Это определение диалектики Плотина аналогично построению самой его философии, если двигаться «снизу вверх», от мира к мировой душе, к идеям божественного Ума и далее к первосущности – Единому; вместе с тем оно соответствует обратному порядку, пути «сверху вниз», – эманации всего сущего из Единого (как «чистого единства») к Уму (как «единству во множестве» или единству идей), к мировой душе, миру и отдельным вещам и людям. Другой крупнейший представитель неоплатонизма (Прокл) в «Первоосновах теологии» диалектически разработал учения о Едином в его отношении ко многому, богах и числах, Уме и душе; в сочинении «Платоновская теология» осуществил диалектическую реконструкцию теологии и философии мифологии Платона; написал к диалогам Платона «Тимей» и «Парменид» и др. обширные комментарии, основу которых составила диалектика во всём многообразии её содержания и богатстве функций.

 



 
PR-CY.ru