ДИАЛЕКТИКА - Страница 8

По учению Аристотеля, диалектика, понимаемая в качестве вероятностного знания, выполняет пропедевтическую функцию, поскольку, с одной стороны, она представляет собой исследование («испытание» посредством вопросов) тех «общих начал» для всех наук, которые не могут толковаться в качестве достоверных и истинных высказываний, но вместе с тем не заключают в себе противоречия; поэтому общие начала «необходимо разбирать на основании правдоподобных положений в каждом отдельном случае, а это и есть (задача), свойственная диалектике или наиболее близкая ей. Поскольку, будучи способом исследования, она прокладывает путь к началам всех учений»; с другой – диалектика может установить ложность исходных высказываний, в частности, софистических утверждений. Диалектическое исследование, отмечал Аристотель, «полезно для трёх целей: для упражнения, для устных бесед, для философских знаний» (для последних «оно полезно потому, что, когда возможно сомнение (в правильности) той или другой стороны, нам легче будет замечать в каждом отдельном случае истинное и ложное»). В «Топике» Аристотель различал два типа доказательств – диалектическое наведение (как способ восхождения «от единичного к общему») и силлогизм; весьма подробно разработал «топы» (общие места) для всех умозаключений и специальные логические средства для анализа правдоподобных умозаключений, однако тем самым не были упразднены различия, лишь кажущиеся несущественными, между «философом» и «диалектиком», между знанием аподейктическим (истинным) и диалектическим (правдоподобным), притом что и у Платона было специальное учение о «правдоподобном» (вероятностном) знании, к которому он прибегал, когда речь шла о вопросе, есть ли душа у бога, или о «правдоподобном мифе» в космологии. Стоики, по Диогену Лаэртскому, делили логику на диалектику и риторику, понимали диалектику как «науку правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов (поэтому её определяют также как науку об истинном, ложном и ни том, ни другом)»; саму диалектику делили «на две области: означаемое и звук» и начинали с учения о звуке, которое включало знание о природе звука, его отношении к слову, о составе слова и отношении к речи, о частях речи и её достоинствах; «область означаемого» у стоиков делилась «на разделы о представлениях и о возникающих из них суждениях, о подлежащих и сказуемых, о прямых и обратных высказываниях, о родах и видах, о рассуждениях, свёртываниях и умозаключениях и, наконец, о софизмах...» Наряду с вкладом в развитие логики выдающимся достижением стоиков в теории познания является их учение о представлении. Скептики, отрицая возможность построения какого-либо положительного философского учения, разработали «тропы» (Энесидем, Агриппа), тщательно продуманные аргументы для опровержения учений догматиков, близкие по своему характеру к диалектическому исследованию противоположностей. Секст Эмпирик, завершающий традицию существующей с конца IV в. до н.э. скептической философии, в сочинении «Три книги пирроновых положений» писал, что для догматиков «диалектика есть наука силлогистическая, индуктивная, определяющая и разделяющая», а также та, которая с помощью «доказывающих рассуждений» различает истинное и ложное и ни то ни другое (адиафора).

 



 
PR-CY.ru