ДИАЛЕКТИКА

ДИАЛЕКТИКА (искусство беседы, от греч. – спор) – философский и богословский термин, обозначающий на различных этапах его существования: 1) искусство спора в диалоге; 2) установление противоположностей и связи между ними; 3) способ поиска истинных умозаключений посредством рассуждений, опирающихся на закон противоречия и исключённого третьего; 4) учение о правильном разделении и соединении понятий; 5) метод познания и созерцания умопостигаемого бытия; 6) учение о вероятностных (диалектических) умозаключениях; 7) логику как общее учение о родо-видовых отношениях и категориях; 8) тип логики, основанием которой является принцип тождества и различия противоположностей; 9) учение о наиболее общих законах развития бытия; 10) ситуацию экзистенциальной связи человека с Богом. Диалектика определила одну из существенных традиций в истории европейской философской и богословской мысли. Обязанная происхождением древнегреческому диалогу и возникшая из споров философов о бытии, способах его познания и выражения в речи, диалектика в своих многообразных проявлениях связывает между собой как родственные, так и противоположные по содержанию философские и богословские течения и школы и охватывает широкий круг разнообразных учений – от элейской школы в Античности до диалектической теологии и герменевтики XX в. Многообразие форм диалектического мышления, использование термина «диалектика» в качестве обозначения различных способов логической аргументации, метода познания бытия, характеристики самого бытия и опирающихся на принципы диалектики отдельных направлений философской и богословской мысли делают весьма трудной проблему определения диалектики и классификации её основных типов. Очевидно, что складывающиеся на разных этапах истории философии способы понимания и конструирования диалектики, несмотря на их внутреннюю обоснованность, не могут быть распространены на всю историю диалектики. Так, ставшее почти традиционным деление диалектика диалектики на субъективную и объективную, проведённое с редкой тщательностью и полнотой Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, неразрывно связано с новоевропейской концепцией сознания и не может быть перенесено на античную или современную диалектику без соответствующих коррективов и дополнений, принятие которых делает использование терминов «субъект» и «объект» лишёнными их исконного смысла. Деление диалектики на отрицательную и положительную в качестве познания предмета мысли посредством отрицаний или утверждений выражает, скорее, техническую и формальную сторону диалектического процесса мышления, нежели содержательную. Для исследователей представляет определённую проблему и вопрос о природе диалектики в её отношении к диалогу и монологу. Исследователи согласны относительно того, что диалог является наиболее вероятным источником античной диалектики, но последующая история философии указывает на существование как диалогической, так и монологической формы диалектики; это дало Михаилу Михайловичу Бахтину повод утверждать, что «диалектика – абстрактный продукт диалога», и противопоставлять ей свою диалогику как подлинный диалог.

 



 
PR-CY.ru