ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич - Страница 2

Программы двух духовных концертов руководимого В.И. Дановским ТЦПО оказались для Тифлиса совершенно новыми: «Царю Небесный» знаменного распева, «Приидите, поклонимся» и «Трисвятое» Евстафия Степановича Азеева, Херувимская Александра Тихоновича Гречанинова, «Милость мира» Василия Александровича Фатеева, «Достойно есть» Петра Ильича Чайковского, «От юности моея» Павла Ниловича Драгомирова-Толстякова, «Господи, услыши молитву мою» и «Хвалите имя Господне» Александра Андреевича Архангельского, «Отче наш» Николая Андреевича Римского-Корсакова, «Восхвалю имя Бога моего» Д.С. Бортнянского (первый концерт); «Благослови, душе моя» П.Д. Самарина, Трипеснец в Великий четверток протоиерея Петра Турчанинова, Херувимская Ивана Григорьевича Ельцова, «Волною морскою» А.Т. Гречанинова, «Хвалите имя Господне» Александра Васильевича Никольского, «Помышляю день страшный» А.А. Архангельского, «Объятия Отча» (трио), «Слава и ныне» и «Кто Бог Велий» Д.С. Бортнянского, «Во Царствии Твоем» Виктора Сергеевича Калинникова, «Милость мира» и «Тебе поём» Павла Григорьевича Чеснокова, «Достойно есть» Дмитрия Моисеевича Яичкова (второй концерт). 18 июня 1910 г. на втором Всероссийском регентском съезде по поручению тифлисских регентов В.И. Дановский сделал доклад «Материально-правовое положение хоровых деятелей». Пути преодоления сложившегося бесправия регентов он видел в создании при церквах штатов певчих, в установлении разрядов хоров, в выдаче певчим заработной платы не менее 200 руб. в год (регенту – 400 руб.), в разрешении заменять в церковных хорах (в том числе архиерейских) детские голоса женскими, в устройстве общежитий для мальчиков-певчих, в повышении музыкального образования регентов. Доклад В.И. Дановского был поддержан Степаном Васильевичем Смоленским и Михаилом Фёдоровичем Гривским. На четвёртом съезде регентов В.И. Дановский был членом президиума. В.И. Дановский – автор статей и корреспонденций, освещающих церковнопевческую жизнь Тифлиса и опубликованных (иногда под псевдонимом Фуга) в 1909–1913 гг. в журналах «Музыка и жизнь» и «Хоровое и регентское дело». В 1908–1920 гг. писал рецензии для тифлисских периодических изданий. Исследователи находят музыкально-критические статьи В.И. Дановского принципиальными, содержащими нелицеприятные суждения. Так, в обзоре «По киевским хорам» (1911 г.) резкой критике подвергаются хоры Владимирского собора (регент Михаил Александрович Надеждинский), Лаврский (регент иеромонах Иадор (Ткаченко)), Лаврский великоцерковный, Николаевского и Михайловского монастырей и в особенности Софийского кафедрального собора (регент Яков Степанович Калишевский). Отмечается малочисленность хоров, слабая вокальная подготовка, отсутствие современного церковно-певческого репертуара, исполнение любительское, провинциальное, тяготеющее к партесному стилю «Дегтярёвых, Соколовых, Лириных и им подобных горе-композиторов», не соответствующее «величественности, красоте и благолепию храмов». Хотя и не без оговорок, В.И. Дановский выделяет Лаврский великоцерковный монашеский хор – «единственный в Киеве, который интересно послушать, где песнопения оригинально гармонизованные, величественные в своей простоте». Статья В.И. Дановского вызвала полемику в журнале «Хоровое и регентское дело». Актуальной оказалась его заметка «Регентские съезды и русское регентство» (1912 г.), написанная после проведения малочисленного (всего 70 человек) четвёртого Всероссийского съезда регентов. В 1908–1920 гг. В.И. Дановский публиковал рецензии в прессе Тифлиса. В.И. Дановский – автор духовных и светских хоровых сочинений, обработок русских народных песен, песен терских казаков и др.



 
PR-CY.ru