ДАУРСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ - Страница 4

В 1723 г. в центре Хилоцкой волости, селе Харитонове, насчитывалось 37 дворов. Позднее эти русские поселения вошли в состав Мухоршибирской и Куналейской волостей и стали вторым по значимости центром христианской культуры в Западном Забайкалье. В 1724 г. во владения Троицкого монастыря перешло Котокельское озеро со всеми впадающими в него реками, с сенокосными угодьями. Дворы, земельные участки, промышленные заведения, принадлежавшие монастырям Даурской духовной миссии, появились в Селенгинске, Удинске, Кяхте, Иркутске. Всего во владениях миссии распахивалось около 200 десятин земли, миссия получала 25 пудов зерна с каждого двора как продуктовую ренту. Монастырские мельницы обслуживали не только приписных крестьян, но и посадских людей, а также земледельцев всего Западного Забайкалья. Излишки хлеба продавались, в первой половине XVIII в. монастырская торговля хлебом стала значительным фактором в развитии экономики Забайкалья, то же самое можно сказать о торговле рыбой и солью с монастырских ловлей и варниц. Получая от правительства земли, монастыри устраивали на них заимки и деревни, в которых селили всех, кто пожелают обосноваться в Забайкалье: людей «гулящих», беглых, «присыльных» из Центральной России. С конца XVII в. в связи с освоением нерчинских сереброрудных месторождений правительство стремилось к расширению пахотных угодий в Восточном Забайкалье для поселения приписных к сереброплавильным заводам крестьян. При этом правительство опиралось на помощь Троицкого и Селенгинского монастырей, которым был дарован ряд льгот, в частности, разрешение селить на своих землях «беспаспортных» и беглых. Жизнь крестьян во владениях Даурской духовной миссии во многом регулировалась монастырским уставом, и они являлись проводниками христианства в местной языческой среде. На монастырских землях образовывались селения крещёных бурят, стремившихся устроить свой быт на новых основаниях и не смешиваться с кочевой языческой средой. Таковы были приходы Троицкий, Посольский, Куядский, Кударинский, Голоустный, Твороговский, Куналейский, Еланский (число крещённых членами Даурской духовной миссии бурят и тунгусов исследователям неизвестно из-за частых пожаров, уничтожавших архивы миссии, в том числе «записные о новокрещеных имянные книги»). Развитие нового для Забайкалья типа хозяйствования – земледелия наравне с организацией рыболовного, солеваренного и прочих промыслов позволяло создать надёжную экономическую базу жизни новокрещёных. По мнению учёных, к началу XVIII в. относится переход бурят к земледелию, причём первыми стали заниматься землепашеством буряты, принявшие крещение, что было заслугой Даурской духовной миссии. Монастыри способствовали бракам русских переселенцев с новокрещёными бурятками и тунгусками, давали на обзаведение дом, скот, зерно; семьи расселялись «за Селенгою на речке Кударе в пустых местах». В Забайкалье стали появляться «карымы», родившиеся от смешанных русско-бурятских браков.

 



 
PR-CY.ru