ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - Страница 10

История изучения декоративно-прикладного искусства Древней Руси идёт параллельно с развитием истории и филологии. Этому процессу способствует начало крупных изменений сложившихся средневековых комплексов церковного убранства (Петровский указ 1722 г. о привесах, влияние искусства Западной Европы, идей протестантизма). Формируются первые светские собрания – древлехранилища, частные коллекции. До второй половины XIX в. именно памятники декоративно-прикладного искусства, а не живопись привлекают внимание учёных и ценителей национальных художественных древностей. Первое монографическое исследование декоративно-прикладного искусства было посвящено Магдебургским (Корсунским, Сигтунским) вратам новгородского Софийского собора (М., 1834 г.). Среди публикаций этого периода исследователи называют «Древности Российского государства» Ивана Михайловича Снегирёва (М., 1849–1853 гг.), иллюстрации для которых (рисунки Фёдора Григорьевича Солнцева) послужили материалом для исследований Ивана Егоровича Забелина по истории русских ремёсел. С середины XIX в. активизировалось развитие церковной археологии, дополнявшей письменные источники и изучавшей произведения декоративно-прикладного искусства как памятники национальной истории и духовности. Были опубликованы: вторая часть «Археологических описаний церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» (1861 г.) архимандрита Макария (Миролюбова), содержащая перечень утвари и икон разного времени и разных стран; исследования Георгия Дмитриевича Филимонова, создателя Общества древнерусского искусства при московском Публичном музее (существовало в 1864–1874 гг.). Церковной утварью представлены памятники национальной истории в музейных и частных коллекциях этого времени: в коллекции Петра Ивановича Щукина, переданной им Историческому музею в Москве, в Музее древнерусского искусства Академии Художеств (1856 г.), в Церковно-археологическом музее Санкт-Петербургской духовной академии (1879 г.). В трудах Никодима Павловича Кондакова и Николая Васильевича Покровского, опубликованных на рубеже XIX и XX вв., произведения церковной утвари, главным образом, новгородские, были включены в историю как русского, так и всего христианского искусства. В это же время создавались описания крупных коллекций церковного убранства, предваряющие музейные каталоги, например, описание Патриаршей ризницы в Московском Кремле архимандрита Саввы. После 1917 г. большинство иконописцев были вынуждены специализироваться на производстве бытовых предметов (шкатулки, панно, броши, адреса), украшенных росписью, в традиционно занимавшихся народными промыслами сёлах Палех, Мстёра, Федоскино, Холуй.

 



 
PR-CY.ru