ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - Страница 7

Эмалевые медальоны с изображениями чтимых святых служили паломническими реликвиями («Преподобный Сергий Радонежский перед гробами родителей», вторая половина XIX в., музей Андрея Рублёва, Государственный Музей изоискусств Республики Татарстан). Эмали в сочетании со сканью широко использовались в предметах так называемого русского стиля второй половины XIX – начала XX вв. Материалом керамики  служит глина, сформированная от руки или на гончарном круге и затем обожжённая. Со времён Античности керамические изделия украшали гравировкой, штамповкой, росписью с дальнейшим покрытием облицовочным слоем цветной глазури. В романскую эпоху (XI в.) возникает высококачественная архитектурная керамика – облицовочные плитки и изразцы. На территории стран византийского круга создавались керамические иконы, прообразом которых стала одна из главных христианских святынь – Нерукотворный образ Спасителя на чрепии (Керамидион), находившийся в Константинополе, почитавшийся наравне с Нерукотворным образом Спасителя на убрусе (Мандилион). Эти образы, тесно связанные с архитектурой, в московских храмах XIV–XVI вв. нередко дополнялись другими элементами фасадного убранства, выполненными в технике керамики, например, орнаментальными поясами. Подобные иконы встречались в Болгарии в X в. Среди русских икон исследователям известны: круглая икона «Святой Георгий» из Успенского собора Дмитрова (вторая половина XIV – первая половина XV в.), иконы с фасадов Борисоглебского собора Старицы (1558–1561 гг.), «Распятие Христово» с арочным завершением и круглая икона «Спас Нерукотворный» (обе 1561 г., Исторический музей). Изразцы с орнаментами входили в храмовый декор русского зодчества XVII в. (соборы Ярославля, Иосифова Волоколамского монастыря, Воскресенского Новоиерусалимского монастыря). В западноевропейском искусстве религиозные сюжеты изображали на печных изразцах (печной изразец с изображением мученичества, Богемия, XV в., Прага, Музей прикладного искусства). В эпоху Ренессанса в Италии получила развитие техника майолики: глина белого цвета покрывается двумя слоями глазури – непрозрачным, содержащим олово, и прозрачным блестящим, содержащим свинец. Роспись ведётся по сырой глазури синей, зелёной, жёлтой и фиолетовой красками, способными выдержать последующий обжиг. Особенно известны исследователям майолики, выполненные мастерами флорентийской семьи делла Робиа – Лукой, Джованни и Андреа, которые сотрудничали с выдающимися архитекторами, например, с Филиппо Бруннелески. Майоликовые рельефы украшали интерьеры храмов (Капелла Пацци, 1430–1443 гг.) или фасады зданий (Воспитательный дом, 1444–1445 гг.). Популярностью пользовалась посуда из майолики: блюда, паломнические фляги, расписанные библейскими или аллегорическими сюжетами, заимствованными с гравюр, кувшины с украшениями и фигурами святых (кувшин с рельефными фигурами святых Екатерины, Варвары и Елисаветы, Богемия, XVI в., Прага, Музей прикладного искусства; паломническая фляга с изображениями Каина и Авеля, Урбино, XVI в., там же). Предметы из фаянса и фарфора (посуда, мелкая пластика), производившиеся в Европе с начала XVIII в., служили, главным образом, для светских нужд.

 



 
PR-CY.ru