ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - Страница 4

Так, декор чаш для воды с изображениями Диониса дополнялся христианскими молитвенными формулами или текстами псалмов, после чего сосуды использовались для литургии. В эпоху Средневековья мастера декоративно-прикладного искусства разных стран заимствовали друг у друга формы и орнаментальные мотивы. Так, готические остроконечные крестообразные цветы и удлинённые S-образные фигуры встречаются на произведениях византийских мастеров XIV в. (дискос Фомы Прелюбовича, вторая половина XIV в., монастырь Ватопед) и русских серебряников XV в. (панагиар 1435 г. новгородского мастера Ивана, Новгородский музей-заповедник). Русские злато- и среброкузнецы XIV–XV вв. использовали восточные мотивы, в XVI в. украшали предметы церковной утвари дробницами работы золотоордынских мастеров XIII–XIV вв. Турецкие орнаменты появляются на серебряных церковных сосудах константинопольской работы XV–XVI вв. (потир патриарха Феолепта, 1580 гг., Музей Павлоса и Александры Канеллопулос, Афины), используются в произведениях балканской торевтики XVI–XVII вв. Среди техник обработки металла исследователям известны литьё, ковка, чеканка, выколотка, просечка, канфарение, басма, гравировка, инкрустирование, гальваника (золочение, серебрение, патинирование), скань, филигрань, зернь, эмалирование. Для литургических сосудов предписывалось использовать драгоценные металлы или олово, не образующее токсичных веществ. Клады с серебряными и золотыми церковными предметами известны с позднеантичного и ранневизантийского периодов в Малой Азии и Сирии. Металлические предметы церковного убранства, покрытые изображениями, повторяли иконографические изводы, принятые в иконописи и монументальной живописи, при обветшании их поновляли с сохранением древних частей; если же это было невозможно, их сохраняли в церковной казне или ризнице, отмечая в инвентарях и описях. Металлическую светскую посуду (ковши, чарки) вкладывали в храмы, дарили духовным особам, использовали в богослужении как сосуды для теплоты (укропники). В технике литья изготавливали кресты-энколпионы, дробницы для украшения окладов и др. Гравировкой выполняли изображения и надписи (потир архиепископа Моисея, 1329 г., музеи Московского Кремля). В технике огневого золочения, перенятой русскими мастерами у византийских мастеров, украшали церковные и алтарные врата (Васильевские врата, 1335/1336 г., южный портал собора александровского Успенского монастыря). Филигранью, сканью и зернью декорировали оклады икон, книг, лампад. Разновидностью скани были напаянные на поверхность конусы из тонкой проволоки, часто применяемые мастерами Западной Европы эпохи Оттонов (X – середина XI вв.) и московскими златокузнецами XIV в., украшавшими ими оклады икон (венец и гривенка иконы «Богоматерь Боголюбская» из Благовещенского собора Московского Кремля, венец Богоматери на иконе «Богоматерь Млекопитательница»). В зрелом Средневековье на территории Древней Руси славились новгородская скань и филигрань, в период объединения Русского государства ведущим центром техники скани стала Москва. Одной из разновидностей эмалирования является техника черни, состоящая в нанесении на гравированное или протравленное на металле изображение массы из серебра, меди, свинца, серы и буры с последующим обжигом.

 



 
PR-CY.ru