ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - Страница 3

В современной отечественной науке постепенно утвердился термин «церковная утварь» («церковное строение»), обозначающий произведения декоративно-прикладного искусства, созданные для богослужения и украшения храма. К ним относятся богослужебные сосуды (потиры, дискосы, блюда, тарели, звездицы, копия, лжицы и др.); священнические ризы и облачения престола (антепендиум, индития); светильники (кандеи, паникадила, лампады); украшения икон (оклады, цаты, привесы), книг (оклады Евангелий), интерьера (хоросы, преграды, амвоны, купели); мелкая пластика (камеи и инталии, кресты и иконы из кости, литые кресты-энколпионы и дробницы); колокола. В Средние века существовала традиция делать вклады «на помин души» в церкви и монастыри в виде дарений предметов светской роскоши (ткани, одежды, посуда, украшения), в результате чего ризницы и интерьеры древнейших соборов, например, Святой Софии в Константинополе и Святой Софии в Киеве, стали первыми собраниями шедевров декоративно-прикладного искусства. Сокровищницами произведений средневекового златоделия Западной Европы являются ризницы соборов св. Петра в Риме, Сан-Марко в Венеции, св. Вита в Праге, соборов Генуи, Кёльна, Мадрида, Ахена, Лоретанского монастыря в Праге и собрание Христианского музея в Эстергоме. В России знамениты ризницы Троице-Сергиева монастыря (Сергиево-Посадский музей-заповедник), собора Святой Софии в Новгороде (Новгородский музей-заповедник), храмов Московского Кремля (музей Московского Кремля). Детали убора икон Божьей Матери (коруна, убрус, рясны, серьги, привесы-мониста, запястья) повторяли типы женских украшений или действительно являлись мирскими ювелирными изделиями, «приложенными» к святыне. Благочестивое рвение не имело государственных границ. Новгородский князь Мстислав Владимирович послал в Константинополь в сопровождении доверенных людей написанное по его заказу Евангелие, для которого там был создан драгоценный оклад, цену которому «един Бог ведае» (Мстиславово Евангелие, первая четверть XII в.; поновления XVI в., Исторический музей). Наиболее распространённая классификация декоративно-прикладного искусства основана на различиях материалов и методов их обработки. Предметы могут быть выполнены из металла, камня, стекла, керамики, фарфора, тканей, дерева и кости. Некоторые материалы декоративно-прикладного искусства (металл, камень, дерево) известны с доисторического периода. Техники и технологии их обработки, усовершенствованные с целью создания художественных произведений в эпоху Античности, были унаследованы средневековой и современной цивилизацией через Византию. О популярности константинопольских ювелирных и эмальерных мастерских свидетельствуют дробницы (первая четверть XII в.) с оклада Мстиславова Евангелия (до 1125 г., Исторический музей), алтарный образ собора Сан-Марко в Венеции – так называемая Пала д'Оро (вторая половина XI в.), многочисленные византийские ставротеки и эмалевые медальоны, хранящиеся в средневековых христианских сокровищницах. Христианская культура адаптировала произведения античного языческого мира (камеи, инталии, сосуды из полудрагоценных камней) к своим потребностям.

 



 
PR-CY.ru