ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - Страница 11

Предметы, конфискованные у частных собственников и церкви, составили основу крупных коллекций государственных музеев, в которых началось систематическое изучение памятников светской и церковной древности и их научная реставрация. В советский период исследование предметов церковной утвари и убранства, воспринимавшихся как второстепенные по отношению к архитектуре, скульптуре, живописи, в том числе иконописи, было возможно или в рамках народного искусства, или в контексте развития стиля, без рассмотрения их литургической функции. Большой вклад в развитие изучения истории древнерусского искусства, в том числе памятников декоративно-прикладного искусства, внесли находки, сделанные научными археологическими экспедициями. Труды Артемия Владимировича Арциховского, Валентина Лаврентьевича Янина, Бориса Александровича Рыбакова, систематизировавшие итоги археологических открытий, создали базу для фундаментальных исследований истории древнерусского искусства. Во второй половине XX в. предметы малых форм, выполненные в различных техниках, изучала Татьяна Васильевна Николаева; произведения золотого и серебряного дела – Марина Михайловна Постникова-Лосева, Геннадий Николаевич Бочаров, Ираина Стерлигова; художественного литья, в том числе медного, – Василий Григорьевич Пуцко; шитья – Наталия Андреевна Маясова. Технику золотой наводки исследовал Николай Григорьевич Порфиридов (Новгородский музей-заповедник); обработки дерева – Николай Николаевич Померанцев, деревянной резьбы – Изилла Ивановна Плешанова (Русский музей), И.М. Соколова (музеи Московского Кремля); перегородчатых эмалей – Татьяна Ивановна Макарова. Различным вопросам, связанным с памятниками декоративно-прикладного искусства местных школ Древней Руси, посвящены труды Анны Вадимовны Рындиной; работы о византийском декоративно-прикладном искусстве публиковали А.В. Банк, Вера Николаевна Залесская (Государственный Эрмитаж). Были изданы каталоги коллекций предметов декоративно-прикладного искусства, а также посвящённые этому вопросу отдельные монографии. Зарубежные исследователи середины XX в. рассматривали предмет в его культурно-историческом контексте. Новый этап в изучении отечественного средневекового декоративно-прикладного искусства отмечен выставкой, посвящённой празднованию 1000-летия христианства на Руси, широко представившей памятники церковного убранства. Современные исследования произведений декоративно-прикладного искусства строятся на их стилистическом искусствоведческом анализе в соединении с данными церковной археологии и смежных дисциплин источниковедения, палеографии, эпиграфики и др. Современные выставки и каталоги представляют в экспозиции предметы церковного убранства с точки зрения материала и техники, а также их функции в храмовом ансамбле.



 
PR-CY.ru