Словарь по христианству Д ДИМИТРИЙ

ДИМИТРИЙ

ДИМИТРИЙ – Александрийский епископ (189–231 гг.), святой (память в Коптской церкви 9/10 октября и 8 марта). Житие Димитрия находится в «Истории Александрийских патриархов», которая традиционно приписывается коптскому епископу Севиру ибн аль-Мукаффе (IX–X вв., на арабском языке). Оно послужило основой для Жития из арабо-яковитского Александрийского синаксаря (XIII–XIV вв.) и его эфиопская версии и переработок. К числу других источников относятся сообщения Евсевия Кесарийского и Иеронима Стридонского (IV в.), Константинопольского патриарха Фотия (сочинение «Библиотека», IX в.), арабоязычных авторов: православного Александрийского патриарха Евтихия (X в.) и копта Бутроса ибн ар-Рахиба (XIII в.). Греческие и латинские авторы упоминают о Димитрии исключительно в связи с его взаимоотношениями с Оригеном. В Житии Димитрия рассказывается, что он был избран на Александрийский престол чудесным образом. Когда епископ Юлиан (180–189 гг.) находился при смерти, паства стала просить его указать достойного преемника. Он отказывался до тех пор, пока во сне ему не явился ангел и не сказал, что новым епископом должен стать человек, который придёт к нему утром и принесёт виноградные гроздья. Наутро к Юлиану пришёл безграмотный крестьянин Димитрий, обнаруживший в своём саду кисть спелого винограда (хотя была не пора его сбора) и решивший принести её архиерею, чтобы получить его благословение. Епископ представил его своей пастве, сообщил о видении и назвал Димитрия своим преемником. Однако тот, считая себя недостойным, не соглашался, поэтому александрийцы связали его, чтобы он не сбежал, а после смерти Юлиана сразу возвели в первосвятительское достоинство. Во время пребывания на кафедре Димитрий принимал активное участие в судьбе огласительного александрийского училища. Соглаcно Иерониму Стридонскому, он направил первого из знаменитых александрийских дидаскалов (Пантена) проповедовать индийцам, поставив во главе училища Климента, а когда тот был вынужден удалиться из-за гонения при императоре Септимии Севере (после 202 г.), нашёл ему замену в лице 18-летнего Оригена. Узнав о том, что тот оскопил себя, Димитрий «изумился отваге Оригена, похвалил за усердие к вере и её искренность, посоветовал не падать духом и отныне ещё более прилежать к делу оглашения». Около 215 г. Димитрий наряду с префектом Египта получил послание от правителя Аравии с просьбой прислать к нему Оригена для беседы, что и было исполнено. Вернувшись, Ориген застал в Александрии мятеж, вызванный недовольством репрессиями императора Каракаллы (211–217 гг.), и бежал в Палестину. Местные епископы Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский поручили ему говорить перед народом проповеди, что вызвало протест со стороны Димитрия.

 



 
PR-CY.ru