ДОБШЮЦ Эрнст фон - Страница 2

В качестве исходного пункта для описания элементов жизни общины, например, устава и богослужения, Эрнст фон Добщюц принимал её «нравственное» учение. Он стремился изложить не просто нравственные идеалы первоначального христианства, но ту «фактическую нравственность», которая отражена в жизни отдельных христианских общин, а также социальную жизнь первохристианских общин – Павловых, иудео-христианских и более поздних общин христиан из язычников. В социально-этической жизни коринфской общины, по Эрнсту фон Добщюцу, «не заметно стремления» к простому выравниванию уровня благосостояния её членов – жизнь общины, скорее, определялась действиями разных её членов, принявших решение объединиться для совместной жизни. И несмотря на конфликты по поводу даров Духа, а также между «сильными» и «слабыми», по мнению Эрнста фон Добщюца, прежде всего, в богослужебной жизни общины видна «нравственная» сила новой религии, которая тем самым демонстрирует превосходство по сравнению с этикой античного мира. Обращаясь к жизни Иерусалимской церкви, Эрнст фон Добщюц рассматривает христианскую этику на фоне иудаизма, поверхностность и «пустяковый педантизм» которого высмеивает. В христианах из язычников после апостола Павла Эрнст фон Добщюц также находит интерес к созданию новой этики, который неизменен и во II в. н.э., «по причине силы, которая изошла от Иисуса Христа и действительно преобразила людей. Незыблемость и окончательность веры, основанной на Нём, а также уверенность в милости Бога через Иисуса Христа вызвали в христианах энтузиазм в делании добра». В истории более поздних общин христиан из язычников Эрнст фон Добщюц также находит развитие собственных этических норм в полемике с язычниками (например, в Малой Азии; со ссылкой на первое – второе Послания апостола Петра и Послание к Ефесянам). Особенностями этого периода во всех частях империи были ослабление влияния харизматического элемента на жизнь общин и формирование иерархии, что было связано с увеличением численности общин. Процесс расширения общин проходил спокойно, он мог быть нарушен только по причине возникновения гносиса с его интеллектуализмом и докетическими идеями, действовавшего разрушительно на христианскую нравственность, и отдельных конфликтов, связанных с принятием в общины богатых людей. Христианство перед лицом разлагающегося античного мира с его роскошью и жаждой наслаждений показало себя силой, способной создать новую этику. Своим диаконическим служением и сглаживанием этических и социальных различий в общине оно преодолело этические основы античного мира.



 
PR-CY.ru