ДАФНИ - Страница 2

В верхних частях кафоликона сохранились резные беломраморные карнизы и великолепные мозаики. Расположение сюжетов в верхней зоне традиционно для средневизантийского периода. В куполе представлен образ Христа Пантократора, между окнами барабана – фигуры 16 пророков, в тромпах – «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение» и «Преображение». В апсиде изображена Богоматерь с Младенцем на троне (сохранилась только нижняя часть мозаики), в нишах вимы – архангелы Михаил и Гавриил, в конхах жертвенника и диаконника – Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец. Среди сохранившихся композиций в наосе имеются: «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Поклонение волхвов», «Уверение Фомы» – в северном рукаве креста, «Сошествие во ад», «Рождество Богородицы» – в южном, «Успение Богородицы» – на западной стене над входом. В больших нишах наоса напротив фигур святителей Григория Чудотворца и Григория Акрагантского изображены первосвященники Захария и Аарон. Впервые в византийской храмовой декорации значительное место отведено сценам из детства Богородицы. В южной части нартекса сохранились «Благовестие Иоакиму и Анне», «Введение Богородицы во храм», «Благословение священником». В северной – часто изображаемые здесь сцены из Страстного цикла: «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Омовение ног» (именно в нартексе, согласно многим монастырским уставам, настоятель омывал в Страстной четверг ноги монахам). В алтаре представлены образы святителей и диаконов. Среди изображённых святых – пять Персидских мучеников (Акиндин, Пигасий, Авфоний, Елпидифор, Анемподист), пять Севастийских мучеников (Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий, Орест), мученики Сергий и Вакх, Пров, Тарах и Андроник. Мозаики, созданные столичными мастерами, принадлежат к лучшим образцам классической традиции комниновского искусства. Эта традиция стала откликом на изменение художественных вкусов высших кругов византийского общества, начавшееся в 1060 гг. и связанное с ростом интереса к античному наследию, что проявилось, например, в трудах Михаила Псёлла (около 1018 – около 1096 гг.). Новое понимание образа как одухотворённой, классически прекрасной тварной материи проявляется уже в мозаиках церкви Успения Пресвятой Богородицы в Никее (1065–1067 гг.) и с 1070–1080 гг. начинает превалировать в искусстве Константинополя (миниатюры Гомилий Иоанна Златоуста, 1081 г.; Евангелия (Исторический музей), XI в., и др.). Уравновешенные, свободные композиции органично связаны с архитектурными поверхностями. Многообразие естественных поз, свободные, плавные движения создают ощущение собеседования святых друг с другом. Сложные ракурсы фигур, представленных в разворотах в три четверти и в профиль, подчёркивают глубину пространства, обогащённого архитектурными и пейзажными мотивами.

 



 
PR-CY.ru