Словарь по христианству Д ДАФНИ

ДАФНИ

ДАФНИ (от греч. – лавр) – монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в пригороде Афин. В античные времена на этом месте существовало святилище Аполлона с окружающей его лавровой рощей, давшей название местности. Вероятно, об этом храме, стоящем на самой высокой точке священной дороги из Афин в Элевсин, упоминает Павсаний в «Описании Эллады». Языческий храм был разрушен готами в 396 г.; археологические исследования проводились в 1936–1939 гг. В V в. на его месте и из его материалов возвели христианский храм, окружённый крепостной стеной. После его реконструкции в VI в. здесь был устроен монастырь, который со временем обветшал и пришёл в запустение. Около 1080 г. (по Р. Краутхаймеру) был возведён кафоликон (соборный храм) – крестово-купольный октагон. Этот тип византийского храма, очевидно столичного происхождения, известен только в архитектуре материковой Греции XI–XIII вв. Самым ранним является кафоликон монастыря Осиос Лукас (около 1020 г., по Р. Краутхаймеру), несколько упрощённым вариантом которого стал кафоликон Дафни. Переход от барабана к опорам осуществляется через тромпы, распор купола гасится рукавами креста, что позволило возвести широкий купол (диаметр 8 м), царящий над центральным пространством храма, освещённым через 16 подкупольных окон. Подкупольное пространство, высотой 16,4 м, имеет вертикальные пропорции и в отличие от кафоликона Осиос Лукас лишено яруса галерей. Замкнутое пространство угловых компартиментов, перекрытых крестовыми сводами, слабо освещено. Трёхапсидная алтарная часть имеет виму ротондальных очертаний. С западной стороны расположен нартекс. Под кафоликоном находится крипта. В целом в интерьере, как и в наружном облике храма, «царят впечатляющие простота и равновесие». Цельность кубического объёма кафоликона обусловлена пропорциями широкого купола на низком барабане, небольшой высотой рукавов креста и слабым выносом трёхгранных апсид. Стены собора выложены в технике cloisonné (перегородчатой кладки): крупные блоки светлого камня, разделённые вертикальными рядами плинфы, чередуются с её горизонтальными рядами. Характерные для более ранних памятников Греции куфические и геометрические орнаменты почти не использованы; кирпичными арочными обрамлениями обозначены двойные и тройные окна, разделённые изящными колонками. Гладкие поверхности цокольных частей стен декорированы мраморными плитами, большая часть которых утрачена. Ярус окон отделён от этого «стилобата» карнизом, над которым проходит опоясывающий храм поребрик, очерчивающий и полуциркульные оконные обрамления. Аналогичный поребрик подчёркивает карнизы черепичных кровель. Декор интерьера сохранился частично. Пол был выложен геометрическими орнаментами из полихромного мрамора; нынешний является реконструкцией 1955 г.

 



 
PR-CY.ru