ДОХИАР - Страница 8

В 1560–1567 гг. игуменом Дохиара был преподобный Феофан. Когда турки взяли в плен и вынудили принять ислам его племянника, Феофан поехал в Константинополь, освободил его, привёз в монастырь и постриг в монахи. По законам Османской империи за обращение мусульман в христианство полагалась смертная казнь, и потому братия, убоявшись угроз турок, просила Феофана удалиться из обители. Вместе с племянником он отправился в скит Иоанна Предтечи близ Веррии (после 1570 г.), построил там храм во имя Пресвятой Богородицы и собрал большую братию. В 1593 г., оставив там игуменом племянника, основал недалеко от города Науса монастырь во имя архангела Михаила. В первой половине XVII в. благосостояние Дохиара улучшилось: в 1617 г. в башне возвели четыре новых этажа, в 1636 г. был построен парекклисион во имя сорока мучеников Севастийских. Дохиар получил в Валахии в качестве подворий монастыри Слобозия (1626 г.) и Апостолаке (1652 г.) с огромными земельными наделами и прочим имуществом. Валашский господарь Константин Шербан (1654–1658 гг.) вместе с постельником Евстратием подарил Дохиару треть села Слатина с угодьями. Тогда же Дохиар. получил конак в Карее и законное место среди представителей монастырей в Собрании. Из-за того что прежняя келлия по какой-то причине была утрачена, в 1643 г. Дохиар был вынужден снова просить себе келлию для представительства, и Протат выделил ему келлию Кохлиара (во имя Николая Чудотворца) с садом, виноградником и мельницей. В настоящее время представительством Дохиара в Карее служит келлия Всех святых, которую Дохиар получил от Хиландара в обмен на Кохлиару. В октябре 1629 г. архимандрит Климент из Дохиара приезжал в Москву за «милостыней». Расцвет обители был следствием её причисления к ставропигиальным монастырям (1660 г.) при патриархе Парфении IV. Монахи обязывались жить по общежительному уставу и подчиняться выбираемому игумену, а также выплачивать патриархии одну золотую монету в год. В 1664 г. монахи были вынуждены просить правительство об уменьшении налогов. Их просьба была удовлетворена: налог был снижен с 55 до 30%, а все прошлые долги прощены. Это позволило обители произвести ряд работ: расписать трапезную (1676 и 1700 гг.), изготовить храмовые принадлежности – бронзовое паникадило (1681 г.), игуменский трон (1685 г.) и др., соорудить парекклисионы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (1715 г.), в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница» (1723 г.), Преображения Господня (1727 г.). В 1736 г. было завершено начатое в 1723 г. строительство северо-восточного крыла обители, и воздвигнута колокольня. К этому времени в Дохиаре фактически был особножительный (идиоритмический) устав. Власть игумена постепенно потеряла силу, а главенствующую роль в хозяйственных и административных делах Дохиара со второй половины XVII в. стал играть дикей или скевофилакс.

 



 
PR-CY.ru