ДОХИАР

ДОХИАР – мужской общежительный монастырь, посвящённый св. архангелам Михаилу и Гавриилу. Расположен на южном побережье полуострова Афон (Айон-Орос), на склоне горы, в нескольких десятках метров от моря. В иерархии двадцати афонских монастырей Дохиар занимает десятое место, представитель Дохиара каждый пятый год участвует в работе Священной Эпистасии вместе с представителями Великой Лавры, Ксенофонта и Эсфигмена. Игумен – архимандрит Григорий (Зумис; с 1980 г.). Общее число братии: двадцать монахов и два монаха в зависимой от Дохиара келлии. Главные праздники: Собор св. архангелов Михаила и Гавриила и Всех небесных сил бесплотных (8 ноября); память святителя Николая Чудотворца (6 декабря); празднование иконе Божьей Матери «Скоропослушница» (1 октября). Во вторник Светлой седмицы проводится также крестный ход с этой иконой. Монастырское предание об основании обители записано в позднейшей «Повести о чудесах великих чиноначальников Михаила и Гавриила в святой великой обители Дохиар на Святой Горе». Согласно «Повести...», основателем Дохиара был монах Евфимий, современник и друг Афанасия Афонского (ум. около 1000 г.), с которым он познакомился во время пребывания того в Константинополе. Евфимий выполнял в основанной Афанасием Великой Лавре послушание дохиара (келаря). По благословению Афанасия Евфимий вместе с другими монахами основал рядом с современной пристанью Дафни небольшой монастырь, названный по прежней должности своего основателя Дохиаром. Эта обитель была вскоре разорена сарацинскими пиратами, и Евфимий воздвиг новый монастырь, во имя Николая Чудотворца, на месте современного Дохиара с одобрения и благословения прота и Священного Кинота. По мнению одних исследователей, если отождествить основателя с «Евфимием монахом и игуменом», подписавшим в 972 г. Типикон императора Иоанна I Цимисхия, то получается, что монастырь возник между 963 (время основания Великой Лавры, где он был дохиаром) и 972 гг. Другие исследователи, ссылаясь на отсутствие письменных упоминаний о Дохиаре в X в., относят его основание к концу X – началу XI вв. По мнению Никоса Икономидиса, первым игуменом Дохиара был Иоанн, дохиар монастыря Ксиропотам, подпись которого стоит на актах Великой Лавры 1016 и 1018 гг. По мнению монаха Дорофея, Иоанн был игуменом после Евфимия. Так или иначе, первое письменное упоминание о первоначальной обители Дохиар относится к 1013 г., когда монах Феодул поставил подпись под двумя документами Собрания в Карее; в 1015 г. он подписывался как «монах Дохиара», в 1020 г. – как «монах и игумен Дафни». Его же подпись как игумена Дохиара стоит под Типиконом императора Константина IX Мономаха (1045/1046 г.), и, как полагают исследователи, он и был преемником игумена Евфимия.

 



 
PR-CY.ru