ДАДИШО

ДАДИШО (сир. – (исповедующий) закон Иисуса) – Селевкийский католикос Церкви Востока (421–456 гг.), современник сасанидских шаханшахов Вахрама V (420–438 гг.) и Йездигерда II (438–457 гг.). Упоминается в Деяниях Соборов Церкви Востока, изданных аббатом Жан-Батистом Шабо. Начало его пастырского служения было осложнено разногласиями епископов по поводу кандидатуры католикоса. Во внутрицерковные дела были вовлечены влиятельные вельможи Сасанидской державы. Сразу после смерти католикоса Ябаллахи I в 420 г. его преемником (при вмешательстве военачальника Михр-Нарсе) был избран Мана, митрополит Парса. В том же году в результате интриг его противников он был смещён, заточён в темницу, а затем выпущен с условием более не претендовать на высший сан. В 421 г. католикосом был избран Дадишо, архиепископ Селевкии. Обвинённый в лихоимстве и в натравливании зороастрийских жрецов на христиан, он вскоре был заточён в темницу, а место католикоса занял Фаррбохт, епископ округа Ардашир-Хварре в Парсе. В 422 г. в результате дипломатических усилий византийского императора Феодосия II Дадишо был освобождён из тюрьмы. Однако он был настолько подавлен разногласиями в христианской общине Ирана, что отказался от места католикоса и заявил о решении уйти в обитель Ковчега – монастырь, основанный Иаковом Нисибинским неподалёку от Карду, курдского района в верховьях реки Тигр. Большинство церковных иерархов Ирана воспротивились его уходу. В 424 г. 36 епископов созвали поместный Собор за пределами сасанидской столицы, в одном из поселений арабов-христиан, на котором настояли на отмене отречения Дадишо и подтвердили свою верность католикосу. Собор назвал имена 11 иерархов (в том числе двух из Парса), которые оспаривали первенство Селевкийской митрополии в занятии патриаршего престола, и осудил их деятельность. Собор также провозгласил независимость христианской Церкви Ирана от Церкви Византии. О конкретных деяниях Дадишо в течение долгого пребывания в сане католикоса источники не сообщают, сосредоточив внимание на описании гонений и богословских споров в христианском мире, которыми была так богата его эпоха. Исследователям не совсем ясно его отношение к несторианству. Они полагают, что провозглашенная им независимость от Церкви Византии и сан католикоса обязывали Дадишо к соблюдению нейтралитета ради сохранения мира внутри общины.

 
PR-CY.ru