Словарь по христианству Д ДЕВИЧ

ДЕВИЧ

ДЕВИЧ – монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской православной церкви. Находится близ Србицы (Косово и Метохия). Церковь была возведена около 1434 г. сербским деспотом Георгием Бранковичем в благодарность за возвращение зрения его дочери по молитве преподобного Иоанникия. В честь этого чуда святой, который был здесь потом похоронен, и возникший при церкви монастырь получили наименования «Девичский» и «Девич». В 1458 г. сын Георгия Григорий (Гргур) даровал Девичу колокол, который ныне хранится в монастыре Дечаны. Исследователи полгают, что в Девиче была книжная школа, т.к. в 1872 г. в монастыре хранилось около сотни рукописей и более десятка печатных книг. Во время Первой мировой войны венгерские солдаты планировали уничтожить гробницу Иоанникия, но не успели. Весной 1941 г. итальянские солдаты сняли колокола, а в октябре албанцы зверски убили игумена Дамаскина (Бошковича), разорили и взорвали храм. Гроб святого был завален грудой камней и кирпича, но не повреждён. В 1947 г. монахиня Параскева начала возобновление обители. 13–16 июля 1999 г. албанцы разграбили и подожгли монастырь и захватили в плен насельниц. Вскоре обитель была частично обновлена, в ней проживало восемь сестёр. Хотя Девич находился под защитой французского контингента КФОР, в середине марта 2004 г. 2 тыс. албанцев окружили и подожгли монастырь, в гробнице Иоанникия развели костёр. Насельниц удалось эвакуировать. Через месяц после погрома они вернулись и стали налаживать жизнь в монастыре. В настоящее время обновлены северная часть жилого корпуса и трапезная. Храм покрыт новой крышей, службы проходят среди обгоревших стен. Введенская церковь после 1557 г. была восстановлена. В разное время к храму были сделаны пристройки с севера и запада, с востока устроена надгробная часовня из тёсаного камня над местом погребения Иоанникия. Сохранилась только юго-восточная капелла, прямоугольная в плане, с полуциркульным сводом и трёхгранной снаружи и полукруглой внутри апсидой. Современный храм также прямоугольный в плане, с полуциркульным сводом. В северном парекклисионе храма при реставрации в 1966 г. под слоем масляной живописи 1863 г. были обнаружены фрагменты первоначальной росписи, датируемой по стилистическим особенностям второй половиной XV в.: фигуры преподобных Иоанникия и Акакия, «Брак в Кане Галилейской» и «Исцеление расслабленного», а также надпись, свидетельствующая о том, что Иоанникий был первым ктитором монастыря. В 1578 г., согласно ктиторской надписи, церковь была расписана игуменом Пахомием и иеромонахом Лонгином с братией. К этому времени относятся композиции в конхе апсиды и на восточной стене («Поклонение Агнцу», «Служба св. отцов», «Благовещение», «Вознесение»), а также роспись в часовне над погребением Иоанникия с единоличным изображением святого и композицией «Успение преподобного Иоанникия» (святой лежит на одре, у которого совершают отпевание архиерей, дьякон и группа монахов). На внешней северной стене в 1863 г. был представлен крестный ход во главе со св. Саввой Сербским, преподобными Иоанникием, Ангелиной, Иоанном Рильским и др. Тогда же была поновлена первоначальная роспись в часовне Иоанникия. Из поздних росписей хорошо были видны несколько сцен чудес Христовых, «Изгнание из рая», «Христос и самарянка», на сводах – Христос Ветхий денми и Христос Пантократор. Покрытые копотью росписи вновь нуждаются в реставрации. От древнего иконостаса сохранились лишь царские врата; современные иконы написаны монахинями из монастыря Челие, а иконостас вырезан Миланом Милошевичем из Чачака.

 
PR-CY.ru