ДИСКАНТ - Страница 2

Авторы приводят классификацию интервалов (консонансов, или конкордансов, – совершенных, несовершенных и средних – и диссонансов, или дискордансов, – совершенных, несовершенных, у Иоанна де Гарландиа ещё и средних), правила их использования в форме (в начальных, серединных и заключительных разделах), а также нормы голосоведения (противоположного, косвенного и в исключительных случаях прямого). Франко Кёльнский формулирует закон перехода диссонанса в консонанс: «Всякий несовершенный дискорданс хорошо звучит непосредственно перед конкордансом». На рубеже XIV и XV вв. возникает так называемый английский дискант. Ему предшествовал гимель – специфический вид английского многоголосия, основанный на пении несовершенными консонансами (терциями и секстами). Английский дискант имел ряд общих признаков с континентальным дискантом: импровизационную основу, многоголосие «нота против ноты», силлабический стиль. Письменные образцы английского дисканта восходят к XIII в. Описание дисканта содержат трактаты Леонела Пауэра, Иоанна из Тьюксбери (1351 г.), Псевдо-Хилстона (после 1450 г.), Гилельмо (около 1470 г.), анонимные трактаты «Правило дисканта» («Regula discantus»), «Что касается способа петь дискант» («Circa modum discantandi»). Профессиональная интерпретация английского дисканта характеризуется рядом признаков: положением хорала в среднем голосе; отсутствием ритмического противопоставления хорала и свободных голосов; консонантной вертикалью. На основе английского дисканта возникла континентальная техника фобурдона. 2. Высокий детский певческий голос с диапазоном c1-a2, а также исполняемая им или высоким женским голосом (сопрано: диапазон c1-c3 (e3)) партия в хоре или вокальном ансамбле. Ранее дискантом именовались только голоса мальчиков, певших партию дисканта в хоре. Со временем так стали называть любой высокий детский певческий голос (как мальчиков, так и девочек), затем заменили это название сопрано. 3. Верхний голос в четырёхголосном изложении (то же, что сопрано). Самая высокая партия многоголосного произведения. В XVI в., когда в мадригальном пении из-за его сложности партию дисканта стали поручать певцам-кастратам, так называемым сопранистам, эта партия стала называться также «сопрано». В русском церковном пении дискантом называется верхняя партия многоголосного произведения. В России термин стал активно употребляться с появлением консонантного многоголосия (XVII в.). Сначала дискантом (или дышкантом) назывался верхний голос (или голоса) в русском и украинском партесном многоголосии – стиле хорового пения XVII – первой половины XVIII вв. «протоестественного» или «концертового» вида с количеством партий от 3 до 48.

 



 
PR-CY.ru