ДИСКАНТ

ДИСКАНТ (от лат. dis- – приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus – пение) – музыкальный термин. 1. Вид многоголосия в средневековой профессиональной музыке XII–XV вв. Имеет импровизационную природу, что объясняется особенностями средневековой культуры, ориентированной на устную практику. Термин «дискант» пришёл на смену понятиям «органум» и «диафония». Его возникновение исследователи связывают с различиями, которые наметились в музыкальных приёмах многоголосного письма. После 1330 г. термин «дискант» сменяется понятием «контрапункт». В некоторых случаях оба термина используются как равнозначные. Так, автор «Анонима XI Кусмакера» утверждает, что «контрапункт есть дискант» («contrapunctus est discantus»). Переход от одного термина к другому показывают трактаты XIII–XIV вв. Если Иоанн де Гарландиа (около 1240 г.), Франко Кёльнский (около 1260 г.), Ламберт (около 1275 г.), автор «Анонима IV Кусмакера» (около 1280 г.), Иоанн де Грокейо (околло 1280 г.), Вальтер Одингтон (около 1300 г.) ещё описывают дискант, то автор «Анонима V Кусмакера» (конец XIV в.), Просдоцимус де Бельдемандис (около 1412 г.), Иоанн Тинкторис (1477 г.) уже говорят о контрапункте. В средневековой теории музыки термин «дискант» имел несколько значений: голос, присочиняемый к главному; многоголосие в целом; область учения о многоголосии. Как отдельный голос дискант располагался над ведущим напевом (обычно в нижнем голосе), называемым cantus, vox principalis, tenor, cantus prius factus, cantus firmus. Как склад многоголосия реализовался в условиях ведущих средневековых жанров органума, кондукта, мотета. Отличался ритмической (первоначально модально-мензуральной, а затем мензуральной) организацией голосов, «размеренных всецело» («simpliciter mensurabilis») от частично размеренного («partim mensurabilis») органума, согласно Франко Кёльнскому. Ранние образцы дисканта представляли собой двухголосие силлабического склада «нота против ноты». К середине XIII в. появляются образцы «распетого дисканта», допускающие мелизматику (часто в конце разделов), или тип многоголосия «несколько нот против одной». Первый из них Пётр Быстрая Рука (Palma ociosa; 1336 г.) называет discantus simplex (простой дискант), второй – discantus mensurabilis (размеренный дискант). Другие названия для второго типа: discantus floridus (цветистый дискант), discantus fractibilis (раздробленный дискант). Одними из первых учение о дисканте изложили Иоанн де Гарландиа и Франко Кёльнский.

 



 
PR-CY.ru